Прудон, Пьер-Жозеф


Пьер-Жозе́ф Прудо́н (фр. Pierre-Joseph Proudhon; 15 января 1809 — 19 января 1865) — французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог. Был членом французского парламента и первым человеком, назвавшим себя анархистом. Считается одним из наиболее влиятельных теоретиков анархизма. После событий 1848 года стал называть себя федералистом[3]. Марксистскими критиками рассматривался как мелкобуржуазный социалист.

Родился в семье работника пивоваренного завода в Безансоне. Учился в гимназии, но не окончил её, работал в типографиях Марселя, Парижа и других городов, а в 1836 г. открыл собственную небольшую типографию в своём родном городе.

Прудон самостоятельно выучил библейский иврит. Первая напечатанная работа Прудона была филологического характера — «Опыт общей грамматики» («Essai de grammaire générale»), который Прудон присоединил в виде добавления к печатавшейся в его типографии работе Бертье — «Eléments primitifs des langues»; за этот «Опыт», который он под изменённым заглавием представил потом в Институт Франции, ему дали почётный отзыв.

В 1838 году безансонская академия назначила ему стипендию для обучения, и он занялся историей, философией и политической экономией. В следующем году он получил от академии медаль за сочинение на тему о пользе празднования воскресенья («De la célébration du Dimanche»); уже здесь проглядывают те идеи, которые затем в более ясной форме составили содержание всей его теории. В июне 1840 г. появилась знаменитая брошюра Прудона «Что такое собственность?» («Qu’est ce que la propriété?»), которая имела большой успех (ответ на заглавный вопрос по Прудону повторял фразу Жака-Пьера Бриссо «La propriété c’est le vol»: «Собственность — это кража»). В следующие два года появились дополнения к этой его работе в виде писем к Луи Огюсту Бланки и к Виктору Консидерану.

Когда прекратилась его стипендия, Прудон поступил на работу секретарём к одному мировому судье, а затем приказчиком в торговый дом фирмы Готье.

В 1843 году вышло его сочинение «Принципы политической организации, или Создание гуманного порядка» («Création de l’ordre dans l’humanité»), в котором он сам вскоре разочаровался. В 1846 г. появилась знаменитая книга «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Système des contradictions économiques ou philosophie de la misère»). Она имела огромный успех не только во Франции, но и в Германии, где в течение одного года появились три её перевода. Карл Маркс, до того сочувствовавший Прудону, написал возражение на его работу под ироническим заглавием «Нищета философии».