Псалмовый тон


Пса́лмовый тон (лат. tonus psalmorum) в католическом богослужении — мелодическая модель, по которой распевается каждый стих псалма. Формульные мелодии ветхозаветных и новозаветных библейских песней (например, магнификата), Плача Иеремии и некоторых других молитв оффиция — те же псалмовые тоны, с несколько более широким распевом.

Термин «псалмовый тон» (лат. tonus psalmorum, нем. Psalmton, англ. psalm tone и т. д.), распространённый в певческих книгах католиков начиная с XIX в., появился относительно недавно. В оригинальной теории и практике (начиная с XIII в.) распев стихов псалма по мелодической модели назывался интонацией (лат. intonatio, также герундий intonandi). Термин intonatio обязан названию типовой начальной мелодической фразы псалмового распева (также называлась терминами initium, inchoatio). Например, «Трактат об интонации [псалмовых] тонов» (Tractatus de intonatione tonorum) Якоба Льежского (или его ученика) начала XIV века рассматривает именно такую «интонацию», то есть способ распева псалмового стиха по заданной мелодической модели. Заголовок анонимного трактата (второй половины XV века) «Искусство интонирования по правилам, переданным основателями музыки» (Ars intonandi secundum regulas ab institutoribus musice traditas) обещает вовсе не «асафьевскую» проблематику, а инструктивное изложение псалмодирования по модели.

«Интонация» понималась в смысле псалмодирования «в тоне», то есть в церковном ладе антифона или респонсория, с которыми (с антифоном / с респонсорием) распеваемый стих надлежало согласовать. Правило согласования тона антифона и тона псалма наблюдается в письменных свидетельствах (сначала ненотированных, позже нотированных мелодиях) начиная с того времени, когда они впервые регистрируются в истории западноевропейской музыки (IX век). В дальнейшем констатация такого согласования стала общим местом трактатов и учебников, описывающих григорианскую монодию. Например, у Иоанна де Грокейо: «Сначала перед псалмом идет антифон, и заслышав его, певчий интонирует псалом в соответствии с его [антифона] ладом. Различаются же интонации в [разных] ладах по началу, середине и окончанию»[1].

В римско-католической (стандартообразующей) традиции 8 единообразно структурированных псалмовых тонов и одна сверхнормативная мелодия, называемая «блуждающий тон» (tonus peregrinus, букв. странствующий тон). По блуждающему тону распевается псалом 113 «In exitu Israel».

При распеве псалма только первый стих содержит все структурные отделы псалмового тона; каждый последующий стих (включая обязательную конечную малую доксологию) распевается сразу с тенора (зачин опускается). При распеве библейских песен (например, магнификата или Benedictus) зачин поётся во всех подряд стихах (включая и малую доксологию).