Псевдодокументальный фильм


Псевдодокумента́льный фильм, псевдодокументали́стика — кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. В США с середины 1980-х используется термин mockumentary (от mock – «насмешка» и documentary – «документальный»), а в русской литературе встречается заимствование мо́кьюментари[1].

Большинство, но не все, фильмы жанра мокьюментари – сатирические. Приёмы, типичные для этого жанра используются и в некоторых сугубо художественных кинокартинах[1].

Причинами появления жанра псевдодокументалистики стало искажение понятия документального кино и в целом обесценивание документа в результате вскрывшихся фактов использования вымысла в якобы документальных публикациях и фотоснимках[1].

В жанре мокьюментари работают режиссёры Питер Уоткинс, Роб Райнер, Питер Гринуэй, Вуди Аллен, Питер Джексон, Кристофер Гест и другие[1].

Жанр псевдодокументального кино появился в США в 1950-е годы в ответ на коммерциализацию документального кино, со всеми вытекающими последствиями: большее количество явной лжи, то есть дезинформации и постановочных сцен в документальном кино. В псевдодокументальном жанре игрового кино всё это доводится до абсурда.[источник не указан 247 дней]

Явление псевдодокументалистики появилось задолго до появления термина, его описывающего. Первым известным случаем псевдодокументального медийного произведения можно считать радиопостановку романа Г. Уэллса «Война миров», сделанную молодым Орсоном Уэллсом[1].