Псевдонаука


Псевдонау́ка (от греч. ψευδής «ложный» + наука), лженау́ка — деятельность или учение, представляемые сторонниками как научные, но по сути таковыми не являющиеся[6][7]. Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин»[8].

Лженаука нередко мотивирована той же целью, что и прикладная наука — достижением немедленного практически полезного результата. Однако лженаука демагогически апеллирует к научным методам, лишь имитируя их[9]. При этом она никогда не ставит перед собой в качестве центральной задачи истинное познание действительности[10]. Ущерб людям и обществу от распространения псевдонаучных идей состоит не только в искажении мировоззрения; иногда ценой является здоровье и жизнь[11].

Существуют близкие по значению термины: «паранаука», «квазинаука»[12], «альтернативная наука», «неакадемическая наука». В англоязычной литературе для псевдонауки также используются такие термины как pathological science, junk science, voodoo science, crackpot science и bad science[13]. Некоторые исследователи обозначают комплекс этих понятий, искажающих образ подлинной науки, термином «девиантная наука» (от лат. deviatio — отклонение, девиация)[10], указывая, что эти негативные формы паразитируют на теле науки и ведут к деформациям её ценностного ядра.

Социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) псевдонауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры»[9]. Также популярности псевдонауки способствует удовлетворение с её помощью религиозных, националистических, политических и подобных целей[14][15].

Вопрос о научном статусе чрезвычайно важен для представителей различных ненаучных направлений, вследствие чего псевдонаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. В связи с тем, что за последние 300 лет с помощью научного метода были достигнуты впечатляющие успехи в самых различных областях знаний, в обществе складывается мнение, что «наука — это хорошо и достойно, а то, что не является наукой — плохо». Поэтому термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как уничижительные[16], а авторы псевдонаучных теорий, как правило, активно оспаривают такую характеристику[16].

Псевдонаучные теории могут выдвигать и члены научного сообщества, имеющие учёные степени и звания[17] в другой области знаний, например, академик АН СССР востоковед Н. Я. Маррновое учение о языке»), академик РАН математик А. Т. Фоменконовая хронология»), доктор химических наук А. А. КлёсовДНК-генеалогия»)[18][19][20].


Френологическая карта, 1883. Френология была одной из первых псевдонаук[1] в современном понимании. Основным положением этого учения является идея взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа. Впервые была названа псевдонаукой в 1838 году[2][3][4][5]
«Лицо на Марсе», популярный объект псевдоастрономии (справа внизу), оказавшийся иллюзией, что показала более детальная съёмка
Сравнение некоторых уральских пиктограмм с современными структурными формулами химических соединений, согласно советскому автору Владимиру Авинскому[54]
Демонстрация против «психотронного оружия» на улицах Москвы, 10 сентября 1997 года
«Могила» теории эволюции, креационистский британский музей «Genesis Expo»