Психический дизонтогенез


Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Ю. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития[1]. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.

Большое значение для развития патологии имеет время повреждения (чем раньше действует патогенный фактор, тем более выражен объём повреждения), мозговая локализация процесса и степень его распространённости (как правило, при локальном поражении компенсация, значительно выше, чем при дефицитарности на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях), а также интенсивность повреждения.

В данном случае проявления дизонтогенеза менее грубые по степени выраженности и, в принципе, обратимые.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский (1960) предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

Механизмы системогенеза психических функций определяются тремя базовыми понятиями: критический (сензитивный) период, гетерохрония и асинхрония развития.

Критический, или сензитивный (чувствительный), период — период избирательной чувствительности к определённым воздействиям среды, период наибольшей восприимчивости к обучению и ускоренного развития функций.