Супервизия психоаналитическая


Психоаналитическая супервизия — часть психоаналитического образования, наряду с теоретической подготовкой и тренинговым анализом. Заключается в обсуждении клинического материала, предоставляемого устно или письменно психоаналитиком, психоаналитически ориентированным терапевтом или психологом супервизору.

Супервизором может быть специалист, прошедший специальную подготовку или имеющий соответствующий опыт, признанный достаточным в том или ином сообществе.

Супервизия может быть индивидуальной (супервизирующийся психоаналитик — супервизант и супервизор) и групповой (несколько супервизантов и супервизор). Существует особая форма групповой супервизии — интервизия, когда супервизируются несколько коллег, имеющих супервизорский опыт, без ведущего.

Первым супервизорским случаем, описанным в литературе, можно считать работу З. Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».

Необходимость в супервизорской помощи ощущалась с самого начала возникновения психоанализа. В первые годы в роли супервизора выступал психоаналитик терапевта. Начиная с 20-х годов XX века в ряде стран были созданы институты психоанализа, проводящие профессиональное обучение кандидатов в психоаналитики. Развитие теории и практики привело к пониманию необходимости отделения личного психоаналитического материала от рассказов о пациентах.

Супервизирование было выделено в отдельную деятельность. Наиболее признанным является полное разделение личного анализа и супервизорирования случаев. Аналитик не может быть супервизором своему анализанту по крайней мере в течение всей аналитической работы. Свою практическую работу кандидат в психоаналитики должен обсуждать (супервизировать) с другими аналитиками. Эта модель была принята впервые Берлинским Институтом Психоанализа, руководимым К. Абрахамом, а затем и большинством других институтов. Полярного мнения придерживался Ш. Ференци (Венгрия, Будапешт), чьи идеи совмещения функций аналитика и супервизора в одном человеке имеют определенное влияние и по сей день.