Психологическое профессиоведение


Психологическое профессиоведение — направление психологии труда, в котором изучаются и описываются характеристики профессиональной деятельности, разрабатываются методы изучения и классификации профессий.

Понятие психологического профессиоведения уточнено Э.Ф. Зеером и М.В. Зиннатовой: это область психологической науки и практики, изучающая профессиональное пространство субъектной личности, психологические механизмы и закономерности его освоения и эффективной самореализации в нем, а также психологическое сопровождение данных процессов. Зарождается на стыке психологии профессий, психологии профессионального развития, психологии карьеры.

Объект исследования психологического профессиоведения: профессиональное пространство субъектной личности.

Предмет исследования: психологическое содержание профессий, тенденции и психологическое сопровождение профессионального развития и карьерного становления, формирование транспрофессиональной личности и транспрофессиональной карьеры.

Основные направления исследований психологического профессиоведения: 1) требования профессионального пространства к личности / требования личности к профессиональному пространству; 2) выбор профессии в современном обществе; 3) деструктивные и конструктивные тенденции профессионального развития личности; 4) психологическая коррекция и психологическая реабилитация в ходе профессионального развития и карьерного становления личности в профессии; 7 5) учет современных факторов профессионального развития и карьерного становления личности; 6) транспрофессионализм личности, транспрофессиональная карьера, трансфессия.[1]

Профессиографированием называется изучение отдельной профессии, а профессиограммой — результат её описания. Профессиограмма включает в себя признаки трудового процесса, его условия и организацию[2], а также психограмму — упорядоченную совокупность профессионально важных качеств работника.