Морально-психологическое состояние


Ключевым словом в словосочетании “морально-психологическое состояние” является понятие «психика». В словаре С. И. Ожегова (1970 г. изд.) понятие «психика» толкуется как совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной действительности, душевный склад, свойственный кому-либо. Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Следовательно, сознание человека – это форма отражения объективной действительности; моральный дух является выражением рационального уровня сознания человека; морально-психологическое состояние является выражением чувственного уровня сознания человека [с. 128, 129][3].

Главным регулятивом и целью чувственной сферы сознания является то, что З. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия» и ценности (красота, правда и справедливость) как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и значениями. Удовлетворения или неудовлетворения генерируют у человека соответствующие душевные переживания. Категорию «переживания» много военных психологов рассматривают как психологические состояния. Душевные переживания личного состава проявляются в моральной деятельности. Следовательно, категория «морально-психологическое состояние» является отражением чувственных качеств личного состава, формируются преимущественно на чувственном уровне психики и проявляются в моральной деятельности военнослужащих [с. 20][3].

Морально-психологическое состояние личного состава как и моральный дух личного состава, является одним из составляющих человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений) [с. 207][3].

Методологическими принципами сущности человеческого фактора воинских формирований и его составляющих – морального духа и морально-психологического состояния личного состава, являются следующие положения:

Рациональные (мотивационно-волевые качества личного состава обозначаются категорией “моральный дух”, чувственные (эмоциональные) – категорией “морально-психологическое состояние”, эйдетические качества (единство рациональных и чувственных качеств) – категорией “человеческий фактор” [с. 77, 78][4].

Моральный дух характеризует мотивационно-волевые: фундаментальные, устойчивые, долговременные качества личного состава, морально-психологическое состояние – эмоциональные: изменчивые, не долговременные, ситуативные [с. 78][4].