Пуантилизм (музыка)


Пуантили́зм (фр. pointillisme, англ. punctualism), точечная музыка (нем. punktuelle Musik) — техника композиции в музыке 2-й половины XX в., разновидность серийной техники.

Словосочетание «точечная музыка» впервые употребил музыковед Герберт Аймерт в 1952 для характеристики слухового ощущения от сочинений К.Штокхаузена («Перекрёстная игра» / нем. Kreuzspiel), П.Булеза («Полифония №10», «Структуры I») и К. Гуйвартса (Соната для двух фортепиано). Свои слуховые впечатления от другого сочинения Штокхаузена «Контра-пункты» Аймерт (в 1953) описывал так: «То, что мы слышим, — это ставшая теперь значительно более плотной 'точечная музыка', поле напряжений звуков, которые поначалу кажутся изолированными, а затем связываются [в восприятии] в статичную структуру»[1].

В статье «Recherches maintenant» (1954) Булез определял точечную музыку (пуантилизм) как «пересечение различных функциональных возможностей в данной точке». Под «различными функциональными возможностями» композитор подразумевал детерминирование в одиночном звуке («однозвуке») различных его параметров: высоты, длительности, громкости (динамики), тембра и др. Булез также указывал эстетическую предпосылку нового подхода — «оправданный отказ от тематизма», от мелодии в её классическом понимании как важнейшего функционального элемента гомофонно-гармонического склада[2].

В эссе «Положение ремесла» (1963) Штокхаузен характеризовал точечную музыку (в своей традиционной невнятно-образной манере[источник не указан 3244 дня]) так: