Пуленбург, Корнелис ван


Корнелис ван Пуленбург, Корнелис ван Пуленбюрх (нидерл. Cornelis van Poelenburch, Poelenburch, Poelenborch; 1594, Утрехт — 12 августа 1667, Утрехт) — голландский живописец и рисовальщик Золотого века искусства Голландии. Пейзажист. Романист. Был ведущим представителем первого поколения голландских живописцев-пейзажистов, работавших в Риме в начале XVII века[5].

Корнелис ван Пуленбург был сыном Симона ван Пуленбурга, католического каноника из Утрехта. Учился живописи у Абрахама Блумарта, его самые ранние подписанные картины датируются 1620 годом. Вероятно, в 1617 году он отправился в Рим, где совершенствовал свои навыки, находясь под влиянием творчества Адама Эльсхаймера[6].

В Риме он стал одним из основателей общества «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — братства иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. По обычаю общества художникам давали новые «изогнутые имена». Именем Пуленбурга было «Сатир» (Satyr). Своими покровителями в Италии Корнелис считал нескольких римских кардиналов.

Он имел большой успех в Риме и получал заказы, в частности, от великого герцога Тосканы Козимо II Медичи. Во Флоренции ван Пуленбург познакомился с французским гравёром Жаком Калло. Около 1625 года Пуленбург вернулся в Утрехт, где открыл собственную мастерскую. У него было много учеников, и он пользовался авторитетом благодаря своим небольшим по размерам «кабинетным картинам». Рубенс купил несколько картин Пуленбурга во время своего визита в Утрехт в 1627 году. Из книги знаменитого нидерландского историографа Арнольда Хоубракена «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721) известно, что в 1631 году Пуленбург совершил поездку в Париж, a по приглашению английского короля Карла I с 1637 по 1641 год работал в Лондоне. С 1627 года художник вновь был в родном Утрехте[7].

Как и его современник Бартоломеус Бренберг из Амстердама, Пуленбург работал в Риме под воздействием идиллических пейзажей романиста Пауля Бриля и работ Адама Эльсхаймера. Однако он стал писать картины, которые отличались более натуралистическим подходом.