Путевой очерк


Путево́й очерк (также травело́г от (англ. travelogue от travel — «путешествие», по образцу monologue — «монолог») — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора, художественно оформленный путевой дневник.

Путевой очерк — жанр художественной публицистики, разновидность очерка. Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы[1]. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы[2].

Путевые очерки — очень древний жанр. Наиболее ранними путевыми записками можно считать некоторые главы «Истории» Геродота о его путешествии в Персию, Египет и в Вавилон в V веке до нашей эры и «Анабасис» Ксенофонта. Но путешественники долго не осознавали литературный аспект путешествия; их путевые очерки были дневником ученого, отчетом дипломата или миссионера. Лишь в середине XVII века путевые очерки стали именно литературным жанром. Их авторы осознали преимущества литературного воздействия, соединяя заботу о стиле с композицией повествования. В XIX веке появились писатели-путешественники, которые совершали путешествия именно для того, чтобы литературно описать их. Так поступали Франсуа Рене де Шатобриан, Шарь Нодье, Жерар де Нерваль, Эжен Фромантен, Пьер Лоти, Теофиль Готье, Редьярд Киплинг[3].

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина (1466—1472), где автор в жанре путевых заметок описывает своё путешествие в Индию, было первым «хожением» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговле, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии. Также автор рассказал о посещённых им Кавказе, Крыме и Персии.

А. Н. Радищев в 1790 году опубликовал публицистическую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» в форме путевых заметок. Идея подобного построения произведения была заимствована автором у английского писателя Лоренса Стерна из его книги «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

К произведениям, созданным в жанре путевых заметок или очерков, можно также отнести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1830) А. С. Пушкина, а также такие более поздние произведения, как «Фрегат „Паллада“» (1858) И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» (1895) А. П. Чехова, «Одноэтажная Америка» (1937) И. А. Ильфа и Е. П. Петрова и другие[4].