Путеукладчик


Путеукладчик — это комплект машин и оборудования для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решётки железнодорожных путей. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых железных дорог.

Раздельные путеукладчики транспортируют к месту укладки рельсы, шпалы, скрепления и в полевых условиях собирают и укладывают рельсо-шпальную решётку.

Наиболее распространённые звеньевые путеукладчики укладывают заранее собранные на путевых машинных станциях звенья рельсо-шпальной решётки длиной, равной длине стандартных рельсовРоссии 25 и 12,5 метров). Используются звеньевые путеукладчики:

Путеукладчики на рельсовом ходу представляют собой поезд, который состоит из локомотива, укладочного крана, железнодорожных платформ, оборудованных роликами для перемещения по ним пакетов звеньев рельсо-шпальной решётки, и одной или нескольких моторных платформ для транспортировки пакетов звеньев вдоль состава. Укладочный кран на железнодорожном ходу — самоходная машина с горизонтальной консольной стрелой, под которой на платформе размещается пакет звеньев. На стреле установлено крановое оборудование — грузоподъёмная и тяговая лебёдки. По стреле с помощью тяговой лебёдки перемещаются грузовые тележки с траверсами, которые подцепляют верхнее звено пакета, поднимаемое грузоподъёмной лебёдкой. Затем звено выносится на тележках вдоль стрелы вперёд и укладывается на балластную призму или земляное полотно. После стыковки этого звена с ранее уложенным укладочный край вместе с платформами наезжает на только что уложенное звено и укладывает новое. Такой путеукладчик используется также и как разборщик, при этом он забирает впереди лежащее звено и, двигаясь задним ходом, разбирает его и захватывает новое звено. Производительность путеукладчика на рельсовом ходу до 1,2 км/ч, грузоподъёмность кранов до 21 тонны, время укладки одного звена 1—2 мин.

При строительстве новых железных дорог используются тракторные путеукладчики, имеющие стрелу, которая опирается спереди на трактор, а сзади — на портал, охватывающий путь. Портал смонтирован на двухгусеничных тележках, устанавливаемых на земляное полотно по концам шпал. Под порталом находятся платформы или тележки с пакетами звеньев. Лебёдка, расположенная на стреле, захватывает и поднимает верхнее звено пакета. Путеукладчик с поднятым звеном перемещается вперёд и укладывает его на земляное полотно. После стыковки звена с ранее уложенным на него наезжают платформы с пакетами, подтягиваемые лебёдкой, захватывается следующее звено, и процесс повторяется. Тракторные путеукладчики имеют большую манёвренность, могут укладывать путь впереди строящихся мостов и путепроводов, сокращая общие сроки строительства. Производительность таких путеукладчиков 1—2 километра в смену.