Путь Самоделкина (фильм)


«Путь Самоделкина» — экспериментальный видеофильм группы Vidiot снятый в 2009 году по мотивам одноимённого текста художественной группы Инспекция «Медицинская герменевтика» (П. Пепперштейн и С. Ануфриев).

Видеофильм «Путь Самоделкина» создан творческой группой «Видиот», сформировавшейся в процессе обучения в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в мастерской видеоарта Кирилла Преображенского и работы над видеожурналом VIDIOT[1].

Фильм снят по мотивам текстов художественной группы Инспекция «Медицинская герменевтика» (П. Пепперштейн и С. Ануфриев), которые легли в основу оригинального сценария. «Путь Самоделкина» — это своеобразная попытка коллективного осмысления различных явлений московской художественной сцены последних тридцати лет. В их числе детская литература и иллюстрация, московская концептуальная школа, соцарт, радикальный перформанс, московский акционизм, психоделическая поэзия и электронная клубная культура[1].


Фильм стал результатом необычного творческого эксперимента, в ходе которого группа молодых художников попыталась освободиться от традиционных методов и стереотипов производства «большого кино». При создании фильма участники съемочной группы отказались от общепринятого распределения профессиональных функций и производственной иерархии, и стали исследовательской группой, участники которой на протяжении шести месяцев работы над фильмом вели закрытый интернет-блог.

Главному герою (Феликсу) поручают разыскать автора работ, найденных в мастерской умершего художника (Льва Васильева). На протяжении своего расследования он встречает удивительных персонажей и многое познаёт о современном искусстве, в том числе, неожиданные подробности своего прошлого.

Главные герои фильма, с их моделями поведения, списаны с «Клуба весёлых человечков» журнала «Весёлые картинки», для которого в своё время рисовало множество нынешних классиков современного искусство (Кабаков, Пивоваров, Гороховский и др.). При этом каждый из персонажей-человечков является собирательным образом различных деятелей российской арт-сцены последних 30 лет. Как, например, Петрушка — собирательный образ московского акционизма, работающего с темой телесности.