Пушечный двор


Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного и колокольного производства в России в XVIXVII веках.

Под данным словосочетанием существовали производства (центры) литейного дела во многих городах сторон (краях, странах) Русского государства (на Псковщине, Новгородчине, Вологотчине и так далее).

Создан в конце XV века на базе пушечной избы, первое летописное упоминание о которой относится к 1475 году. Его создание связывают с именем Аристотеля Фиораванти и нескольких приглашенных Иваном III по его просьбе итальянских оружейных мастеров. В летописях указан один из них по имени Павлин Дебосис, отливший в 1488 году «пушку велику». Тогда же летопись упоминает и первого русского оружейного мастера по имени Яков, отлившего в 1483 и 1485 годах две медные пушки (пищали) весом в 16 пудов каждая (в 1667 году они ещё применялись в боевых действиях, одна по сей день хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге). Располагался в стольном граде Москве первоначально у «трех мостов из Фроловских ворот в Китай-город», а после пожара 1498 года — на реке Неглинной в районе современной Лубянской площади и Пушечной улицы.[1] На польском плане Московии, 1610 года, указан под названием Литейный дом под № 19, как знаковый объект для последующей оккупации столицы Русского государства.

С началом добычи меди на реке Печоре (месторождение открыто в 1491 году) масштабы производства пушечного двора стали расти. После крупной реконструкции в середине XVI века Пушечный двор представлял собой государственную мануфактуру с плавильными печами, кузницами, литейными амбарами и другими предприятиями, был одним из передовых в техническом отношении производств своего времени. С середины XVII века кузнечные молоты двора приводились в движение с помощью воды. На предприятии работало в разные годы от 130 до 400—500 человек, включая мастеров, подмастерьев и учеников 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и другие).

После катастрофического пожара 1699 года, а особенно после создания Петром I новых оружейных производств в Туле, в Карелии и на Урале значение Пушечного двора стало уменьшаться. В 1802—1803 годах здания Пушечного двора были снесены.

Замечательными образцами пушечно-литейного искусства XVIXVII веков являются отлитые в 1579—1617 гг. литейщиком Андреем Чоховым именные осадные орудия (пищали) калибром 152−183 мм, часть из которых можно также увидеть в экспозиции ВИМАИВиВС, а некоторые в шведском замке «Грипсхольм». А такие, как отлитая им же в 1586 году Царь-пушка и Царь-колокол, отлитый русскими мастерами И. Ф. Маториным и М. И. Маториным в 1733—1735 годах, экспонируемые в Московском Кремле, без сомнения, являются выдающимися памятниками русского литейного искусства.