Пьета (Микеланджело)


«Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти. Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане. Высота скульптурной группы изображающей Деву Марию и тело Иисуса Христа, лежащее у Неё на коленях, 1,74 м, ширина — 1,95 м. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана.

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело познакомился с финансистом и собирателем произведений искусства Якопо Галли. Благодаря посредничеству влиятельного покровителя, начинающий скульптор в 1497 году получил заказ от французского аббата, кардинала Сен-Дени и французского посла в Риме Жана Билэр де Лагрола (Jean Bilhères de Lagraulas; Jean Villier de la Grolaie) от имени французского короля Карла VIII. Аббат намеревался разместить новое произведение в капелле Санта-Петронилла в Ватикане. Капелла принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра. Кардинал рассчитывал прежде всего прославить себя подарком соотечественникам, находящимся в Риме в приближающемся 1500 году Юбилейном году Католической церкви. То, что кардинал в 1499 году был похоронен в капелле Санта-Петронилла, позволяет предположить, что скульптура была заказана им в качестве собственного надгробия[1].

Официальный контракт был подписан в августе 1498 года и давал только год для завершения работы. В контракте поручитель Якопо Галли заверил кардинала, что это будет «самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер — самый лучший из скульпторов». Микеланджело был требователен в выборе материала и потратил целых девять месяцев в Карраре, чтобы выбрать подходящий блок мрамора и перевезти его в Рим.

Согласно «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари, после установки скульптуры в капелле Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: «миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью он пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил»[2][3].

В 1499 году законченную статую поместили в капелле Св. Петрониллы на невысоком постаменте. В 1517 году её перенесли в Старую сакристию Собора святого Петра, в 1626 году — на старый хор базилики в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы правой руки Мадонны (отреставрированы в 1736 году). С 1749 года шедевр Микеланджело находится в первой капелле справа от входа в главный неф Собора Святого Петра, получившей после этого новое название (Cappella della Pietà)[4].