Пюже, Пьер


Пьер Поль Пюже́ (фр. Pierre Paul Puget; 16 октября 1620, Марсель — 2 декабря 1694, Марсель) — французский живописец, скульптор, архитектор и инженер[2]. Представитель французского классицизма эпохи «большого стиля» в годы правления короля Людовика XIV. Вместе с другими французскими скульпторами работал над украшением Версальского парка. Дядя и учитель скульптора Кристофа Веирье.

Пюже родился в семье марсельского каменщика, в рабочем районе Панье в Марселе[3]. Поскольку два его старших брата обучались ремеслу каменотёсов, он стал учиться резьбе по дереву. Начинал свою карьеру в возрасте четырнадцати лет, вырезая деревянные украшения для галер, которые строили на верфях Марселя. Учился у строителя галер и резчика по дереву Романа. В 1640 году в возрасте восемнадцати лет, взяв с собой инструменты, он отправился морем в Ливорно, а затем во Флоренцию в поисках мастерской, в которой он мог бы работать резчиком или скульптором. Он вырезал несколько декоративных панно во Флоренции, а затем, получив хорошую рекомендацию от своего работодателя, отправился в Рим и представился живописцу римского барокко Пьетро да Кортона. Он помогал Пьетро да Кортона в росписи потолков Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции[4].

В 1643 году Пюже возвратился во Францию и выполнил в Тулоне модель военного корабля. Затем вторично провёл несколько лет в Риме и, вернувшись оттуда в 1653 года в Марсель, привнёс в искусство местных мастеров вкусы итальянского барокко. В Ливорно он сделал рисунки богато украшенных тосканских галер, а также рисунки воображаемых кораблей с тех, которые Кортона писал в своих декоративных композициях. Он показал их Жану Арману де Майе-Брезе, гранд-адмиралу французского флота, и получил заказ на разработку резного медальона для кормы нового французского военного корабля, названного в честь королевы Анны Австрийской[5].

Смерть гранд-адмирала в 1646 году положила конец его работе в области корабельного декора. Он стал заниматься живописью, в основном писать картины на религиозные сюжеты в стиле А. Карраччи и П. П. Рубенса. В 1649 году он также получил заказ на строительство нескольких общественных фонтанов на новых площадях Тулона. В 1652 году ему было поручено изготовить купель для крещения в Соборе Марселя. С 1662 по 1665 год он написал серию картин для Марсельского собора[6].