РАБИС


РАБИС или Сорабис (Союз работников искусств), с 1924 года Всерабис (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств) — массовая профессиональная организация в России и затем в СССР, объединяющая на добровольных началах всех работников искусств[1].

В мае 1919 года состоялся Первый Всероссийский съезд работников искусств, учредивший свой профсоюз — РАБИС (аббревиатура от слов «РАБотники ИСкусства»). Став первым творческим объединением страны, эта организация объединила множество мелких союзов — Союз актёров, Союз рабочих сцены, Союз театральных служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз оркестрантов и т. д., которые уже существовали к моменту созыва съезда[2][1][3]. В областных центрах и в крупных городах создавались местные Союзы работников искусств, а те, что были созданы ранее, переподчинялись вновь созданному РАБИС.

Второй Всероссийский съезд работников искусств состоялся 2—10 июня 1920 года. В его работе приняли участие более ста делегатов, представлявших 50780 профессионально-организованных членов Всерабиса. Многих руководителей Всероссийского РАБИСА (Всерабиса) категорически не удовлетворяло не только их слабое представительство в Наркомпросе, но и характер отношений, сложившихся между этим государственным ведомством и профсоюзом. Непосредственно участвуя в работе наркомата, представители союза видели, что основное внимание руководства наркомата в первую очередь было уделено области просвещения, школам, вопросы же руководства искусством явно отошли на второй план. Поэтому союз и выдвинул идею создания самостоятельного наркомата искусств. Всерабис ещё неоднократно возвращался к этой идее, убеждая ВЦСПС и правительство в необходимости такого наркомата. В итоге данная идея всё же была реализована, но в качественно иных условиях и в несколько ином виде. В 1920 году Наркомат просвещения предложил иной выход, — 29 октября 1920 года на совместном заседании президиума ЦК Всерабиса, коммунистической фракции ЦК и коллегии художественного сектора Наркомпроса было принято принципиальное решение «… предложить Рабису принимать участие в управлении искусством только через своих представителей в Наркомпросе», руководству и местным комитетам союза запрещалось вмешиваться непосредственно в область управления, отменять или приостанавливать распоряжения государственных органов[3].

Организация РАБИС, работавшая исключительно по производственному принципу, способствовала не только улучшению экономического, бытового и культурного обслуживания работников искусств, но и развитию организации, хозяйственных форм руководства и управления художественной практикой. РАБИС возглавлялся Центральным комитетом, избираемым на всесоюзных съездах работников искусств, и соответствующими руководящими органами на местах (краевыми, областными, районными)[1].