Рабле, Франсуа


Франсуа́ Рабле́ (фр. François Rabelais; предположительно 1494[4], Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — французский писатель, редактор, врач, богослов, монах, филолог, математик. Один из величайших французских сатириков[5], автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

По мнению Михаила Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы[6].

Рабле родился около 1494 года, в Шиноне[4], небольшом городке провинции Турень, где, по мнению исследователей, его отец работал адвокатом[7]. Согласно легенде он был владельцем кабачка, аптекарем[8]. Местом рождения Франсуа Рабле считается поместье Девинье в Сёйи[en], где сейчас расположен музей писателя. Известно, что его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. С десяти лет сменил несколько мест жительства, находился в монастырях[8].

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт, где в возрасте двадцати пяти лет принял постриг[9]. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения римского папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе в Пуату, где он встретил более тёплое отношение к себе[10]. Это стало возможным благодаря участию в его судьбе Жоффруа д'Эстиссака, настоятеля этого монастыря, который сделал Рабле учителем своего племянника и своим личным секретарём. Через него и поступило ходатайство в Ватикан[11]. Жизнь здесь была гораздо приятнее и Рабле не подвергался прежним монастырским ограничениям[12].

Позднее, вероятно около 1527 года, Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье[13]. 17 сентября 1530 года он был зачислен слушателем медицинского факультета университета в Монпелье, а 1 ноября получил степень бакалавра[14]. Его искания этого периода Сент-Бёв в своей статье посвящённой великому сатирику резюмировал следующим образом[15]:

Серьёзность и возвышенность его вкусов, естественная и благородная непринуждённость его влечений, являвшая резкий контраст с этой эпохой упадка, вскоре показали всю неуместность его присутствия в монастыре такого ордена. Он ушёл из него и попытался устроиться в другом, менее презренном ордене — бенедиктинцев, однако не смог ужиться и с ними; тогда он окончательно снял с себя духовное, вернее, монашеское платье и надел светское; он швырнул, как говорят в народе, свою рясу в крапиву и поехал в Монпелье изучать медицину.