Рабочие


Рабо́чий (рабо́чая, рабо́чие) — в соответствии с Толковыми словарям русского языка Т. Ф. Ефремовой и С. И. Ожегова[1][2] — тот, кто работает по найму; работник первичного уровня сотрудников (персонала) технологического производства или просто работники физического труда индустриального (завод, фабрика, др.), агропромышленного (совхоз, птицефабрика, свинокомплекс, МТС, др.), транспортного (железная дорога, аэродромная служба, др.), энергетического (котельная, электрическая станция), ресурсодобывающего (шахта, карьер, нефте- и газо-промысел) или строительного (в том числе промышленно-строительная индустрия) предприятия.

Рабочие в XIX и XX веках являлись доминирующей частью рабочей силы (наёмные работники), прежде всего в производственных предприятиях реального сектора экономики. Другими составными частями рабочей силы предприятия являются рабочая интеллигенция, линейные менеджеры и ИТР, наёмные руководители отделов, комитетов и департаментов, а также наёмный и не являющейся сособственником предприятия топ-менеджмент.

С 1980-х гг. в индустриально-развитых странах мира в процессе инноватизации производства происходит радикальное изменение социальной структуры современных предприятий, структура рабочей силы, а также понятие «рабочий» претерпевают изменения отношения собственности.

И ранее, и в основной массе сегодня, рабочие имеют лишь начальный профессиональный уровень образования, минимально достаточный для выполнения рабочей функции на производстве.

В XX веке в странах мира (как западных, так и в СССР) была развёрнута система подготовки трудовых резервов — обучение молодёжи рабочим специальностям: сначала в форме профессиональных школ и ремесленных училищ, затем (в СССР 1960-х — 1980-х гг.) в форме средних профессионально-технических училищ (городских, ГПТУ / СГПТУ и сельских, СПТУ / ССПТУ).

Инноватизация цивилизации в конце XX — начала XXI вв. вызвала спрос на рабочих с высокими профессиональными компетенциями, способных осуществлять рабочую функцию на высокотехнологическом и наукоёмком производстве. Такими трудовыми ресурсами стали выпускники инженерных вузов или выпускники техникумов и высших колледжей: усложнившееся производство требует и высоких компетенций. В настоящее время в России начали формироваться центры дуального образования (техникум+завод) и специализированные ресурсные центры — как в структуре техникума, так и отдельно на какой-либо территории в интересах индустриального предприятия. Здесь обучение, приобретение обучающимися навыков и высокопрофессиональных компетенций происходит на существенно более глубоком, чем в ГПТУ, уровне.