Рабство в исламе


Рабство в исламе уходит своими корнями в доисламскую эпоху[1]. Коран и сунна пророка Мухаммеда рассматривают рабство в качестве исключительного состояния, которое может быть изменено при определённых обстоятельствах[2]. Ислам допускает существование рабства и считает освобождение раба одним из богоугодных дел[3].

В исламских источниках встречается много различных наименований рабов кроме общих абд, кинн ама и ракик (гулам, мамлюк и васиф — для раба, джария и васифа — для рабыни). Раб (рабыня), заключивший письменное соглашение о самовыкупе[en] — мукатаб (ж.р. мукатаба). Слово абд входит составной частью в теофорные имена (например, Абдуллах, Абдуррахман).

Рабство практиковалось в доисламской Аравии, как и в остальной части древнего и раннесредневекового мира. Подавляющее большинство рабов в Западной Аравии продавалось в Мекке. Рабы имели в основном эфиопское происхождение (хабаша). Среди рабов были и немногочисленные представители белой расы, которых привозили арабские караванщики или бедуинские захватчики. В арабской литературе известна история воина-поэта сына бедуина и эфиопской рабыни Кантары, который должен совершить несколько подвигов, прежде чем его отец согласится его узаконить и дать ему право наследования[4].

В соответствии с ближневосточной традицией, в доисламские времена рабыни занимались проституцией в пользу своих хозяев, что явно запрещено в Коране: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости. Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам. Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным»[4][5].

В Коране рабы называются ’абд или ама (рабыня), а также абд мамлюк (раб-военнопленный). В отличие от раба по рождению (кинн), раб-военнопленный может быть выкуплен[6]. В Коране также говорится о том, что раб-мусульманин лучше свободного многобожника, лучше жениться на рабыне-мусульманке, чем на свободной многобожнице[7]. По сравнению со свободными мусульманами мусульмане-рабы вдвое хуже и настолько же меньше отвечают за свои поступки[8][9].

По Корану освобождение рабов считается похвальным поступком. Освобождение раба и помощь «тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов»[10] считается богоугодным делом[11]. Оно может применяться в качестве искупления за совершение таких тяжких преступлений, как непреднамеренное убийство (в Коране указан «верующий раб»)[12] и лжесвидетельство[13][14]. Хозяин должен с лёгкостью дать своей рабыне «грамоту об отпущении на волю»[5]. Раб упоминается среди тех, кому следует оказывать «добро» (ихсанан)[15][16].