Раджастханцы


Раджастханцы, раджастхани — основное население штата Раджастхан в Индии, группа этнически родственных народностей. Численность — около 18 млн человек; живут также в Пакистане.

Это население отличается полиэтничностью и поликастовостью, а также наличием резкой сословной дифференциации, сохранявшейся в устойчивых формах вплоть до середины XX в. И подвергшейся серьёзным нарушениям лишь после постепенного включения всех(местных) раджпутских княжеств (этот процесс завершился в 1956 г.) в состав Республики Индии. Наиболее привилегированные касты раджастханцев — раджпуты (кшатрии), живущие также в Паджабе, Бихаре, Уттар-Прадеш, и джаты (шудры). Многочисленна народность раджастханцев марвари (северные и западные районы штата). Народность мевари населяют юг штата, горы и предгорья Аравалли; на востоке живут джайпури, багри, хараути, аджмири, мальви и др. В настоящее время ещё нельзя говорить об окончательном формировании раджастханцев как нации. Однако межкастовые границы здесь менее жёсткие, чем в остальной Индии, распространена гипергамия. (Рыжакова 2007: 437)

Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Раджастханцы обычно высокого роста, с пропорциональным телосложением, головой вытянутой формы, высоким лицевым углом, прямым носом. (Рыжакова 2007: 437)

Официальным языком штата является хинди, однако раджастханцы говорят на родственных диалектах (около 20), которые обозначают как язык раджастхани: марвари, джайпури, малави, мевари, дхундхари, гуджари, нимади, северо-восточный раджастхани. Они относятся к западной подгруппе индоарийской группы индоевропейской языковой семьи и составляют промежуточное звено между хинди и гуджарати. На марвари (дингаль) имеется обширная литература — героические поэмы, песни бардов (расо), религиозные сочинения; на его основе формируется литературная норма языка раджастхани. Письменность на деванагари. (Рыжакова 2007: 438)

Наиболее важная особенность раджастханского брака — это статус гипергамии. Идеалом для родителей девочки является заключение её брака с человеком из семьи с большим престижем, богатством или репутацией, чем их собственные.[1]

Из-за многовекового засилья феодальных отношений грамотность раджастханцев в целом низкая. Начальные школы начали повсеместно открываться в сельской местности лишь в 1960-х гг. Посещаемость школ недостаточна, что во многом связано с сохранением институтов ранних браков, создающих для девочек особые трудности. В деревнях дети рано включаются в хозяйственную деятельность и оканчивают, как правило, 3-4 класса. Самые высокие показания грамотности в центральных дистриктах. Причем весьма заметна разница между грамотностью мужчин и женщин — в городах 66 % и 40 %, в селах 26 % и 5 % соответственно. (Рыжакова 2007: 439)