Радиоигра (разведка)


Радиоигра (калька с нем. Funkspiel — «радиоигра» или «радиоспектакль») — в практике контрразведки XX века использование средств радиосвязи в оперативной игре для дезинформации разведывательных органов противника. Для радиоигры часто используют захваченного контрразведкой и перевербованного разведчика-радиста или двойного агента. Радиоигра позволяет имитировать деятельность уничтоженной или никогда не существовавшей разведсети (и таким образом снижать активность противника по заброске новых разведчиков), передавать противнику дезинформацию, получать сведения о намерениях его разведывательных органов и достигать других разведывательных и контрразведывательных целей.[1]

Возможность провала и последующей радиоигры учитывалась при планировании разведывательных операций. Заранее оговаривались различные признаки в радиограмме, по наличию или отсутствию которых можно было бы понять, что радист работает под контролем противника.

Радиоигра широко применялась во время Второй мировой войны спецслужбами различных государств, в том числе Третьего Рейха и СССР.

За время Великой Отечественной войны в радиоиграх советских спецслужб использовалось более 80 передатчиков немецких агентов. В отдельные моменты велось до 70 операций по радиоигре одновременно. Значимым результатом этих операций стало задержание 400 агентов и кадровых сотрудников немецких спецслужб[2]. Поначалу радиоигры проводили несколько структур: 4-е управление НКВД СССР, 1-й (немецкий) отдел 2-го управления НКВД СССР и территориальные органы НКВД СССР. В дальнейшем их проведение было централизовано. С весны 1943 года все радиоигры советских спецслужб (кроме операций «Монастырь», «Курьеры» и «Березино») находились в ведении 3-го отдела военной контрразведки, а составлением дезинформации стратегического характера занимались специалисты Генерального штаба РККА[3]. Радиоигры предписывалось начинать и вести под строгим контролем центрального аппарата контрразведки, чтобы неловкими и несогласованными действиями не насторожить противника и не вызвать его ответных действий.[4] Результаты различных операций варьировались в широких пределах — в некоторых случаях они были достаточно скромными, в других — весьма существенными.

Полковник абвера Берг планирует вести радиоигру через арестованную радистку группы Вихря Аню. В реальных событиях, на которых основаны роман и фильм, советская радистка группы «Голос» согласилась работать на абвер, но смогла передать в радиограмме сигнал провала.

Арестованная Гестапо Кэтрин Кин, по указанию советского резидента Штирлица-Исаева, соглашается на участие в радиоигре. По легенде, Кэт не знает ключа к шифру Штирлица. Пока шифр не раскрыт, Кэт ничего не передает, а только ждет передач из Москвы.