Разбой


В глубокой древности измаильтяне и их соседи халдеи в Аравии жили разбоем и грабительством[2]. Некоторые походы филистимлян, амаликитян и других были не что иное, как разбойнические нападения[2]. Во время земной жизни Иисуса Христа дорога, идущая от Иерусалима к Иерихону, особенно была опасна для путешественников по причине разбоев и грабежей[2]. Жители Трахонитской области жили большей частью разбойничеством, чему особенно благоприятствовали пещеры и ущелья гор Трахонитиды[3].

В Древней Руси войны и разбой часто отождествлялись, даже лучшие русские князья, например Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя, например при взятии Минска. В русских летописях и жития русских святых часто упоминают о разбойниках, например жития русских святых — Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского и других. Следы древнейшего разбойничества сохранены русской народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV столетия приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени стало Поволжье (в частности на реке Камышенке, Ахтубе, Змеевых горах), московская Украина, новгородский север пользовался в этом отношении незавидной славой[5] и Каспийское море.

В XVI столетии классической страной разбойничества, которое пустило здесь глубокие корни, была Италия где в различных местностях организовывались разбойничьи общество, например в НеаполеКаморра[6], а сицилийский народ в свою защиту выдвинул разбойничество — мафию. Наибольшего развития организованная преступность достигла в эпоху правления Бурбонов. При Фердинанде IV она имела уже прочную организацию, проникла во все слои общества и представляла собой как бы государство в государстве[6]. Королева Мария Каролина, например, раздавала ордена и покровительствовала известным разбойничьим атаманамФра Дьяволо, Цампе, Пронио и другим.

В XVI — XVIII столетиях разбойничество также было распространённым явлением в Европе особенно в странах имевших лесные, горные и предгорные районы (казаки, гайдуки, опришки и так далее) и часто являлось одной из форм реакции крестьянства и мещанства на феодальное угнетение. Разбойные группы (банды, шайки) чаще всего нападали на отдельные поместья, приходских священников и купцов, а иногда и на богатых крестьян.

В XVIII столетия в германских государствах промышлявшие разбоем шайки и банды были сродни неуправляемой стихии[7].