Развитие человека


Разви́тие челове́ка — изменения в строении (морфологии) и функционировании организма человека в процессе его развития и созревания[1]. Также как и у других организмов, включает эмбриональное (зародышевое) развитие — от зачатия до родов, и постэмбриональное развитие[2][3][4]. Иногда в рамках развития человека рассматривается только постэмбриональное развитие[5].

Развитие человека происходит неравномерно, оно включает долгие периоды постепенных количественных изменений и качественные скачки. В процессе развития морфологические и функциональные изменения связаны между собой: усложнения в строении разных органов лежат в основе становления новых функций. Разные системы организма развиваются неодновременно и с разной скоростью (гетерохрония).[1]

Возрастная периодизация с точки зрения медицины опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребёнка. Выделяются следующие условные периоды биологического возраста[6]:

В случае успешного проникновения сперматозоида сквозь мембрану яйцеклетки происходит оплодотворение: генетический материал сперматозоида и яйцеклетки, слившись воедино, образуют единый одноклеточный организм, который называется зигота. Так начинается эмбриогенез человека[9]. Зародышевый этап внутриутробного развития человека продолжается 7—8 суток: от момента оплодотворения до имплантации зародыша в стенку матки и сопровождается делением зиготы[10].

Постэмбриональное развитие человека — это период жизни, который начинается после рождения или выхода из оболочек, покрывающих зародыш, и продолжается до смерти. За это время организм растет, приобретает способность к размножению, стареет и умирает.

Рост и развитие организма связаны с обменом веществ. В детском организме, помимо более быстрого обмена веществ (до 60 ккал на килограмм в сутки против 23 у взрослых), метаболизм характеризуются преобладанием процессов ассимиляции над процессами диссимиляции, что необходимо для роста органов и увеличения массы организма, это преобладание тем больше, чем моложе организм — в возрасте 3 месяцев на рост и развитие уходит 36 % энергии, в возрасте 9 месяцев — 21 %.[11]