Ракета (теплоход)


«Ракета» — серия советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ), предназначенных для скоростных перевозок на пригородных и местных линиях протяжённостью до 600 километров[1].

Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров. На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1», организованных Р. Е. Алексеевым, присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники С. П. Королёв. Несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик[2].

В Москве «Ракета-1» появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. Судно привёл в столицу главный конструктор — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве и Московской области в качестве общественного транспорта велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверёво, Пирогово, Аксаково, Тишково, Чёрной речки и других пристаней. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.

«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, на озере Ильмень, как регулярный маршрут Новгород — Старая Русса и обратно, между городами Кёльном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе.