Ралли Монте-Карло


Ралли Монте-Карло (фр. Rallye Automobile Monte Carlo) — раллийная гонка, организуемая автомобильным клубом Монако (который также проводит Гран-при Монако Формулы-1). Этап проходит вдоль Лазурного берега в княжестве Монако и на юго-востоке Франции. С момента своего создания в 1911 г. князем Альбером I этот сложный этап считается полигоном для проверки улучшений и нововведений в автомобилестроении. Победа в этом ралли приносит автопроизводителю славу и почёт.

С 1973 по 2008 и с 2012 года Ралли Монте-Карло является этапом чемпионата мира по ралли. В 2009—2011 годах входило только в календарь Intercontinental Rally Challenge (IRC). Покрытие дороги меняется от спецучастка к спецучастку (сухой асфальт, мокрый асфальт, снег и лед), а иногда и в течение одного спецучастка — именно поэтому важную роль в гонке играет правильный выбор шин. Для пилота это зачастую сложный выбор, так как шины, которые хорошо работают на снегу и льду, обычно плохо себя ведут на сухом асфальте. На ралли Монте-Карло всегда присутствуют ночные спецучастки, в отличие от многих других современных этапов чемпионата мира.

Наибольшее количество побед на Ралли Монте-Карло одержал Себастьен Ожье - 9 (восемь в рамках чемпионата мира и одна - в IRC), а также у него самая длинная серия из побед подряд - шесть в 2014-19 годах. У Себастьена Лёба восемь побед.

Для представителей некоторых стран, лучшие достижения их пилотов в данной гонке были добыты ещё до Второй мировой войны[1]. Так для российских пилотов лучшим достижением в Ралли Монте-Карло является третье место добытое Борисом Ивановским в 1932 году[2]. Для гонщиков из Румынии победа Петре Христэаruen так и осталась наивысшим результатом с 1936 года[3]. А среди раллистов США наивысших достижений в Ралли Монте-Карло добилась женщина-пилот Люси Шеллrufr, трижды приезжавшая на подиум, в 1931, 1935 и 1936 годах[4].

Правила и регламент были составлены в 1909 году Автомобильным клубом Монако по распоряжению князя Альбера I, а первое соревнование было проведено спустя два года (в первый год под названием Ралли Монако). В первые годы среди участников в основном были состоятельные владельцы автомобилей, многие из которых к тому же пользовались услугами шофёров. Участники стартовали из различных точек Европы и из двадцати трёх стартовавших экипажа до финиша добрались только пятнадцать, победу одержал Анри Ружье (он был не только гонщиком, но и представителем фирмы Turcat-Mery ). Первоначальные правила сильно отличались от современных: при выборе победителя решающее значение имела средняя скорость преодоления дистанции, а также учитывались элегантность автомобиля, его состояние на финише и удобство для пассажиров[5]. Кроме того был отдельный приз за наиболее продолжительный маршрут: в 1912 его выиграл русский экипаж во главе с Андреем Нагелем, стартовавший из Санкт-Петербурга.