Рамсес IX


Рамсес IX — фараон Древнего Египта из XX династии (Рамессиды), правивший приблизительно в 11271109 годах до н. э.[1][2]

Возможно, Рамсес IX был сыном Рамсеса VI и, таким образом, братом Рамсеса VII. По другой версии, более распространённой, сын царевича Ментухерхепешефа, сына Рамсеса III. В любом случае, Рамсес IX являлся внуком Рамсеса III и был, соответственно, законным наследником. Матерью Рамсеса IX, на сегодняшний момент, признаётся царица Тахат, названная «матерью фараона», которая не может быть отнесена ни к какому другому фараону XX династии.

Согласно последним расчётам, видимо, вступил на престол в 21 день I месяца сезона Ахет (то есть «Половодья»).

Вся полнота власти на юге страны в Фивах оказалась в руках верховного жреца Амона Аменхотепа, который после смерти своего отца Рамсеснахта и кратковременного пребывания в этой должности своего брата Несуамона, вступил на должность верховного жреца Амона во 2-й год правления Рамсеса IX (или несколько позднее). Попытки Рамсеса как-то урезать права фиванского жречества не увенчались успехом. В своих изображениях Аменхотеп рисовал себя ростом с фараона — вольность до того небывалая.

Могущественный жрец распоряжался по своему желанию податливым фараоном и получал от него всякие почести. В 10-й год своего царствования Рамсес IX призвал Аменхотепа на большой передний двор Амонова храма, где в присутствии его политических сторонников и клевретов наградил его рядом великолепных, богато украшенных сосудов из золота и серебра и драгоценными камнями. Передавая богатые дары верховному жрецу, фараон произнёс хвалебную речь такого рода, что, читая её, может возникнуть сомнение, сказана ли она государем подданному, или подданным своему владыке. В то же время, он сообщил Аменхотепу, что некоторые доходы, ранее принадлежавшие фараону, будут отныне поступать в сокровищницу Амона. И хотя слова царя и не вполне ясны, по-видимому, все доходы, шедшие первоначально в царскую казну, а теперь долженствовавшие поступать в сокровищницу бога, должны были отныне собираться непосредственно храмовыми писцами, благодаря чему храм в известной степени становился на место государства.

Слабость фараоновской власти при Рамсесе сказалась также в его полной неспособности оградить от грабителей царские погребения на западе Фив.