Распродажа


Распродажа — популярный в торговой сфере способ скорейшего сбыта товаров по сниженным ценам вследствие тех или иных причин[1]. В большинстве случаев распродажа выгодна как для покупателей, так и для продавцов[2].

Распродажи представляют собой кратковременные акции, главная задача которых — стимулирование потребителя к совершению покупки в определённый период (во время проведения акции)[3]. Ещё в XIX веке во время распродаж покупателям нередко сбывался товар плохого качества, поэтому в 1895 году в Австрии был принят первый закон регулирующий подобные мероприятия[2]. В скором времени права покупателей были законодательно защищены и во многих других странах[3].

К распродажам можно отнести не только тривиальное снижение цен товары, но и различные акции и бонусы, когда покупателям предлагается приобрести две вещи по цене одной или собрать специальные наклейки, позволяющие получить следующий товар со значительной скидкой или бесплатно[4].

На распродажах продают товар качеством не ниже, чем обычно. Товар с дефектами, царапинами или продукты с истекающим сроком годности должны продавать как товар уценённый; причём, в подавляющем большинстве случаев продавец называет это распродажей неосознанно, в силу недостаточного образования и некомпетентности маркетологов[4]. Продукты с истекающим сроком годности в развитых экономических странах (например в Финляндии и Германии) нередко отдаются бесплатно; причём считается очень плохим тоном взять такие продукты, если ты человек состоятельный и легко можешь себе позволить купить продукты в общем порядке (см. также ст. Бесплатный магазин и Бесплатная столовая)[5].

1) Уценённый товар. Как сказано выше, товар на распродажах должен быть того же качества, что и до неё, иначе это просто уценка товара никак с описываемым термином не связанная[4].

2) Распродажа товара, которого нет. Магазин или торговая сеть заявляет о продаже товаров по цене значительно ниже среднерыночной, но на прилавок попадают 1-2 экземпляра, которые покупают в первые минуты после открытия. Расчёт сделан на то, что придя в магазин покупатель уже не удержится от того, чтобы купить что-то ещё[4]. Иногда недостаток товара приводит к дракам между покупателями[6].