Распятие Иисуса Христа


Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие. Событие, завершающее Страсти Христовы и предшествующее погребению и Воскресению Иисуса Христа.

Крещение и распятие Иисуса Христа — оба эпизода большинством учёных признаются как исторический факт[1][2][3][4][5][6].

Художественное изображение Христа-человека на кресте появляется с конца VII века, после того, как в 692 году собор восточных епископов постановил, чтобы Христа изображали в центре распятия человеком, а не Агнцем Божиим (лат. Агнус Деи), как в предыдущие века, и запретил сопровождать крест, как было общепринято, солнцем и луной, после чего распятие утратило своё символическое значение, став предметом веры и богопочитания с отсылкой лишь к смерти, в данном случае — Иисуса Христа[7].

Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершённое евреями «богоубийство»[8][9].

Крещение и распятие Иисуса Христа рассматриваются как достоверные факты сторонниками историчности Христа[2][10]. Так, известный библеист Джеймс Данн заявляет, что данные «два факта из жизни Христа имеют почти всеобщее согласие», ведь «занимают высокое место в шкале исторических фактов, которые не подлежат сомнению или отрицанию»[2]. Известный профессор религиоведения Барт Эрман отмечает, что распятие по приказу Понтия Пилата является наиболее достоверным повествованием касаемо Христа[1]. Кроссан, Джон Доминик[en] утверждает, что распятие Иисуса Христа достоверно настолько, насколько достоверен любой другой исторический факт[11]. Бломберг, Крейг[en] в своей книге пишет, что бесспорным является факт смерти исторического Иисуса через распятие[4]. В то же время библеист Кристофер Такетт уточняет, что, хотя точные причины смерти Христа определить трудно, одним из неоспоримых фактов о Нём является то, что Он был распят[3].

Существуют также «нехристианские» источники, подтверждающие распятие Иисуса Христа[12]. Вероятно, самое ранее из них — это упоминание Марой бар Серапионом в «Письме к сыну» (72 г.) того факта, что «иудеи казнили своего Мудрого Царя»[13][14]. Само распятие первым из нехристиан упоминает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (XVIII, 3, 63):