Рафаэль Санти


Рафаэ́ль Са́нти[6] (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля[7] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — итальянский живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из лучших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма, сумев соединить вечные, восходящие к античности, представления о красоте и новое христианское мироощущение. Его картина «Сикстинская Мадонна» — одна из самых узнаваемых в истории; она была вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Фёдора Достоевского[8].

Произведениями Рафаэля восхищаются за ясность формы, простоту композиции и воплощение неоплатонического идеала человеческого величия и красоты[9]. Рафаэль вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную триаду великих мастеров Высокого Возрождения. «Рафаэль был счастливым художником. Он работал много и напряжённо, но никогда творчество не было для него горькой мукой», как для Микеланджело, или недосягаемой тайной, как для Леонардо да Винчи. «Его искусство по всему своему строю было ясным, спокойным, возвышенным и идеальным. Оно было поистине классическим»[10].

Рафаэль был моложе Леонардо да Винчи на тридцать один год, Микеланджело — на восемь, он стал представителем нового поколения эпохи, а с его преждевременной смертью в 1520 году начался закат Высокого Возрождения в Италии[11].

Рафаэль был необычайно продуктивным художником, руководил большой мастерской и оставил после себя много произведений. Его творчество естественным образом распадается на три этапа и три стиля, впервые описанные Джорджо Вазари: ранние годы в Умбрии, затем период около четырёх лет (1504—1508), воплотивший художественные традиции Флоренции, за которым следуют его последние триумфальные двенадцать лет работы в Риме при двух папах: Юлии II и Льве X (1508—1520).

Творчество Рафаэля продолжает оставаться предметом изучения и дискуссий специалистов. За последние десятилетия на основании новых данных пересмотрено многое из того, что писали о «Божественном Рафаэле» в XVI веке Джорджо Вазари и в конце XIX века Генрих Вёльфлин в книге «Классическое искусство» (1899), И. Д. Пассаван в первой монографии о Рафаэле или А. Миронов в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В частности, пересмотрены место и роль «рафаэлизма» в культуре, которым не исчерпывается искусство Высокого Возрождения, и «рафаэлесков» (учеников и последователей мастера), их отношение к маньеризму. Однако выдающееся значение творчества самого Рафаэля в истории мирового искусства не подлежит сомнению.


Коронование Девы (Алтарь Одди). 1502—1504. Холст, темпера (переведена с дерева). Ватикан, Пинакотека
Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом). 1506. Холст, темпера, масло (переведена с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна со щеглом. 1505—1506. Дерево, масло. Уффици, Флоренция
Афинская школа. 1510—1511. Фреска. Станца делла Сеньятура, Ватикан
Освобождение Святого Петра из темницы. Деталь фрески Станца д’Элиодоро. 1513—1514
Портрет папы Юлия II. 1511. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон
Преображение. 1516—1520. Дерево, темпера. Пинакотека, Ватикан
Сикстинская мадонна. 1512—1513. Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден
Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514—1515. Холст, масло. Лувр, Париж
Триумф Галатеи. 1511. «Лоджия Галатеи». Вилла Фарнезина, Рим
Рафаэль. Лукреция. Между 1483 и 1520. Бумага, перо, чернила, мел. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Маркантонио Раймонди. Лукреция. 1515. Гравюра резцом на меди
Портрет молодой женщины (Форнарина). 1518—1519. Палаццо Барберини, Рим. Как полагает большинство исследователей, на картине изображена возлюбленная и модель Рафаэля, Форнарина. После смерти Рафаэля Джулио Романо дописал на плече женщины браслет с надписью «Raphael Urbinas»
Донна Велата (Дама под покрывалом). 1516. Холст, масло. Палаццо Питти, Флоренция
Саркофаг Рафаэля в Пантеоне. Рим. Скульптор А. Муньес. 1811—1833
«Голова молодого апостола»