Рафаэль Санти


Рафаэ́ль Са́нти[6] (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля[7] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — итальянский живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма, сумев соединить вечные, восходящие к античности, представления о красоте и новое христианское мироощущение. Его картина «Сикстинская Мадонна» — одна из самых узнаваемых в истории; она была вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Фёдора Достоевского[8].

Произведениями Рафаэля восхищаются за ясность формы, простоту композиции и воплощение неоплатонического идеала человеческого величия и красоты[9]. Рафаэль вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную триаду великих мастеров Высокого Возрождения. «Рафаэль был счастливым художником. Он работал много и напряжённо, но никогда творчество не было для него горькой мукой», как для Микеланджело, или недосягаемой тайной, как для Леонардо да Винчи. «Его искусство по всему своему строю было ясным, спокойным, возвышенным и идеальным. Оно было поистине классическим»[10].

Рафаэль был моложе Леонардо да Винчи на тридцать один год, Микеланджело — на восемь, он стал представителем нового поколения эпохи, а с его преждевременной смертью в 1520 году начался закат Высокого Возрождения в Италии[11].

Рафаэль был необычайно продуктивным художником, руководил большой мастерской и оставил после себя много произведений. Его творчество естественным образом распадается на три этапа и три стиля, впервые описанные Джорджо Вазари: ранние годы в Умбрии, затем период около четырёх лет (1504—1508), воплотивший художественные традиции Флоренции, за которым следуют его последние триумфальные двенадцать лет работы в Риме при двух папах: Юлии II и Льве X (1508—1520).

Творчество Рафаэля продолжает оставаться предметом изучения и дискуссий специалистов. За последние десятилетия на основании новых данных пересмотрено многое из того, что писали о «Божественном Рафаэле» в XVI веке Джорджо Вазари и в конце XIX века Генрих Вёльфлин в книге «Классическое искусство» (1899), И. Д. Пассаван в первой монографии о Рафаэле или А. Миронов в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В частности, пересмотрены место и роль «рафаэлизма» в культуре, которым не исчерпывается искусство Высокого Возрождения, и «рафаэлесков» (учеников и последователей мастера), их отношение к маньеризму. Однако выдающееся значение творчества самого Рафаэля в истории мирового искусства не подлежит сомнению.