Рафтсуннский мост


Рафтсуннский мост (норв. Raftsundbrua) — автодорожный мост, пересекающий пролив Рафтсундет между двумя Лофотенскими островами Ауствогёя (норв. Austvågøya) и Хиннёя (норв. Hinnøya). Мост является частью дороги E 10 (проект Лофаст), которая связывает Лофотенские острова с материковой частью Норвегии. Рафтсуннский мост с длиной главного пролёта в 298 метров является одним из самых крупных железобетонных консольных мостов в мире. На момент соединения консолей 24 июня 1998 года это был самый длинный в мире пролёт среди железобетонных консольных мостов. Мост заменил небольшую паромную переправу и обеспечил прямое сообщение между небольшими деревнями на востоке и городом Свольвер.

Конкурс на проект моста был объявлен в 1991 году Дорожной Администрацией Нурланна. В 1993 году были объявлены результаты конкурса. Были выбраны два проекта — фирмы Aas-Jakobsen AS из Осло и фирмы BOARCH из Будё. Подрядчиком стала компания AS ANLEGG[1]. Работы по сооружению моста начались весной 1996 года и закончились в ноябре 1998 года. Общая стоимость моста составила 125 миллионов NOK. Мост был открыт для движения 6 ноября 1998 года.

Бетонирование стоек опор осуществлялось в опалубке фирмы Doka. Во время строительства моста в сентябре 1996 года ураганом Frode было разрушено основание опоры № 3 и повреждена опалубка опоры[2].

Пролётное строение сооружалось методом уравновешенного навесного бетонирования. Максимальная длина блоков составляла 5 м. Для обеспечения устойчивости моста против ветровых нагрузок во время бетонирования пролётного строения были сооружены две временные опоры около опор № 3 и № 4.

Рафтсуннский мост железобетонный рамно-консольный. Общая длина — 711 м. Имеет четыре пролёта. Схема моста: 86 + 202 + 298 + 125 м. Расположен на горизонтальной кривой радиусом 3000 м и на вертикальной кривой радиусом 5000 м. Подмостовой габарит составляет 180 м в ширину и 45 м в высоту, что даёт возможность свободного пропуска океанских судов.

Из-за расположения в достаточно сложных географических условиях, мост рассчитан на воздействие ветров со скоростью свыше 60 м/с и на сейсмическую активность (были учтены колебания почвы с ускорением 2 м/с²)[2].