Рахматулин, Халил Ахмедович


Халил Ахмедович Рахматулин (23 апреля 1909, Токмак — 10 января 1988, Москва) — советский учёный-механик, педагог и организатор науки, академик Академии наук Узбекской ССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии.

Родился в 1909 году в киргизском городе Токмак (ныне — Чуйская область, Киргизия). Сын татарки и узбека, четвёртый (младший) ребёнок в семье. Потерял отца — Рахматуллу-ака — до своего рождения на свет, через несколько лет умерла и мать. Имя отца стало его фамилией, а для отчества он взял имя старшего брата, который воспитал его. Воспитывался в многодетной (9 детей) семье старшей сестры матери. Способности мальчика к учёбе разглядел муж сестры, учитель, Давлет-ака, который и привил Халилу интерес к математике.

Трудовую деятельность начал с 10-летнего возраста. В 1925 году поступил в Ташкентский педагогический техникум, по окончании которого преподавал в нём. Учёбу продолжил на физико-математическом факультете Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Неожиданно выбранную им специальность — механику — в ташкентском университете закрыли. Рахматулину предложили выбрать другую, но он проявил характер: решил учиться в Московском университете.

В 1931 году при личном содействии А. В. Луначарского Рахматулин перевёлся в Московский государственный университет[2].

В 1937 году под руководством Ф. И. Франкля (руководитель был всего лишь на 4 года старше своего аспиранта) защитил кандидатскую диссертацию по аэродинамике больших скоростей и был оставлен на механико-математическом факультете доцентом и заведующим аэродинамической лабораторией. В отчёте о научно-исследовательской работе МГУ за 1940 год в числе наиболее выдающихся упоминалась работа, выполненная доцентом X. А. Рахматулиным по исследованию аэродинамики парашюта.

Вместе с МГУ с октября 1941 года Х. А. Рахматулин находился в эвакуации в Ашхабаде, где подготовил докторскую диссертацию «Теория парашюта», которую защитил в 1943 году. Теория позволяла выявить зависимость коэффициента сопротивления парашюта от его конструктивных параметров, определить напряжённое состояние купола парашюта и предложить эффективные способы упрочения купола и уменьшения его напряжения. На основании результатов исследований аэродинамических и прочностных свойств парашютов, проведённых Рахматулиным и его сотрудниками, в военные годы было разработано, внедрено в производство и нашло широкое применение на фронте несколько новых видов парашютных конструкций.[3]