Реальное училище


Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германской империи, царской России и ряде других государств и стран, в том числе в современной ФРГ — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

Название произошло от названия «Реальная школа» (Realschule)[1], которая была основана К. Землером в 1706 году в городе Халле.

Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.

Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из Галле — Кристоф Землер, организовавший в 1707 году «Математико-механическую реальную школу» (Mathematische und Mechanische Realschule), введя в которой в 1738 году курс сведений о хозяйстве, назвал её «Математической, механической и хозяйственной реальной школой». В 1747 году, в Берлине, немецкий богослов Иоганн Геккер открыл «Экономическо-математическое реальное училище»; с 1753 года это училище стало называться королевским. Его директор Шпиллеке преобразовал его в 1822 году в «общеобразовательное учебное заведение, преследующее практические цели»; в программу его входили Закон Божий, естественные науки, математика, языки: немецкий, французский и английский, история, география и рисование. Особенностью этого класса учебных заведения было отсутствие преподавания древних языков и древней истории. В 1859 году был принят устав, который различал училища трёх видов: реальные училища I разряда (с 9-летним курсом и латинским языком), реальные училища II разряда (с 8-летним курсом, без латинского языка) и высшие городские училища (те же училища II разряда, но с 6-летним курсом). До 1859 года реальных училищ в Германии было 56, а через 14 лет число их стремительно возросло до 179.

В Австрии устав 1850 года определил задачей реальных училищ «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовление к техническим заведениям».