Реваншизм


Реванши́зм (фр. revanchisme, от revanche «месть, отплата, возмездие») — стремление государств, партий или общественных групп к реваншу путём пересмотра результатов нанесённых им военных и политических поражений. Однако в отличие от нейтрального термина «реванш», понятие «реваншизм» несёт в себе явно отрицательную коннотацию и применяется по отношению не к любой проигравшей стороне, а только к инициаторам несправедливой и не спровоцированной агрессии[1][2].

Впервые это слово начало употребляться во Франции в 1870-е годы и относилось к её стремлению вернуть земли Эльзас-Лотарингии, отошедшие к Германии в 1871 году после франко-прусской войны.

Реваншизм начинается с преуменьшения и заканчивается полным отрицанием вины за собственные агрессивные действия[3]. В международных отношениях далее могут последовать призывы к подготовке новой войны под предлогом реванша за понесённое поражение для восстановления утраченных во время войны позиций. Эти требования могут включать возвращение потерянных территорий, политического положения и влияния, довоенной системы межгосударственных отношений и т. п.

При отсутствии сдерживающих факторов простое стремление к реваншу из слов, лозунгов и призывов зачастую превращается уже в идеологию и становится одним из основ политики государства (как, например, это произошло в Германии после Первой мировой войны — политической партии НСДАП).

Арабский реваншизм подогревается арабскими государствами, которые за время арабо-израильского конфликта становились инициаторами войны против Государства Израиль, но в результате терпели военные и политические поражения[4][5].

В 1920 году по Трианонскому договору Венгрия, как потерпевший поражение инициатор Первой мировой войны, была наказана странами-победительницами жёсткими условиями мира. Наиболее болезненно в Венгрии воспринимали налагавшиеся Трианонским договором новые границы и потерю 2/3 своих довоенных территорий, ограничения в вооружении и обязательства по выплате репараций. Вместе с тем, венгерский реваншизм был направлен не только против легальных обязательств по Трианонскому миру, но и против фактического положения созданного в Карпато-Дунайском бассейне после Первой мировой войны. Так, Будапешт выступал за имплементацию прав национальных меньшинств на отсоединенных территориях (Трансильвании, Словакии, Подкарпатской Руси, Воеводины), которые были гарантированы Трианонским миром. Помимо того, хортистский режим требовал право на возвращение беженцев в Румынию, Чехословакию и Югославию, которые ранее проживали в Трансильвании, Словакии, Подкарпатской Руси, Воеводине[6].