Ревизор (фильм, 1952)


«Ревизо́р» — советский кинофильм, экранизация одноимённой комедии Николая Гоголя. Режиссёром данного кинофильма является Владимир Петров. Премьера состоялась 1 декабря 1952 года.

Мелкий чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков (Игорь Горбачёв) следует в Саратов со своим слугой Осипом (Алексей Грибов). В дороге он проиграл в карты и потому, не имея денег на проезд и даже на питание, застрял в гостинице уездного городка.

Городничий этого города, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (Юрий Толубеев), знакомит круг своих приближённых с письмом, в котором его предупреждают о возможном появлении в городе чиновника с ревизией. Чиновник этот должен появиться инкогнито. Местные помещики Бобчинский и Добчинский, обедая в гостинице, натыкаются на Хлестакова и с испугу принимают его за ожидаемого ревизора, в чём быстро убеждают и окружающих.

Для Игоря Горбачёва это была первая крупная роль в кино. Молодому актёру, к тому же без профессионального образования, предстояло играть на одной площадке с величайшими мастерами, из-за чего многие, включая членов съёмочной группы, с сомнением восприняли выбор режиссёра[4]. Однако тот был уверен в артисте, который за год до этого с успехом играл Хлестакова на сцене Студенческого театра ЛГУ и был отмечен решением жюри на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Он получил высокую оценку театральных деятелей, в том числе Николая Светловидова, 25 лет исполнявшего эту роль[5]. Достоверности добавляло и то, что Горбачёв и Хлестаков были одного возраста и одной комплекции[1].

Юрий Толубеев также сыграл Сквозник-Дмухановского одновременно и в кино, и на сцене: в 1952 году Леонид Вивьен, главный режиссёр Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина, пригласил Толубеева на роль городничего в своей постановке «Ревизора»[1].

По мнению Ростислава Юренева, многие образы вышли удачными. Он особо отмечал Осипа в исполнении Алексея Грибова, одно появление которого «вызывает смех, оживление». Грибов отказался от идеализации персонажа, «в котором некоторые исполнители склонны были видеть чуть ли не носителя народной мудрости». Его Осип «ленив, хитёр, жаден, жуликоват», но при этом знает цену и Хлестакову, и окружающим[6]. Толубеев же прекрасно показал «сложную и страшную фигуру Городничего», однако его игра выходила за рамки комедии, особенно в финальных сценах, способных пробудить у зрителя жалость к его персонажу, «что, конечно, нарушило бы идейный замысел комедии». По этой же причине критике подвергся и образ Игоря Горбачёва: