Революция в науке


Революция в науке — период возникновения современной науки во время Раннего Нового времени (или приблизительно с 1500 по 1700 годы[1]), когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 году книг Н. Коперника «О вращении небесных сфер» и А. Везалия «О строении человеческого тела» обычно упоминаются как события, положившие начало научной революции.

Иногда «научными революциями» называют другие периоды истории, в которых благодаря созданию принципиально новых научных теорий, коренным образом менялись представления о мире.

В то же время понимание науки XVII века за последние годы сильно изменилось, и уже нельзя пользоваться термином «научная революция» так же беспроблемно, как им пользовались историки прежде. Многие историки в наши дни не считают, что было какое-то отдельное обособленное событие, которому отводится конкретное время и место, и что его характеристики — характеристики единой революции[2].

Научная революция включает в себя не только получение принципиально новых представлений об окружающем мире благодаря научным открытиям, но и изменение представления учёных о том, как эти открытия надо делать. Если в Средневековье преобладали отвлечённые логические рассуждения и философские аргументы, то в Новое время ключевым для новой науки стал эмпирический подход. Для нас сейчас он естественен, но признан он был только в XVII веке, а распространился лишь в XVIII веке[3].

Это было связано с тем, что, начиная с Аристотеля, знание, полученное опытом, низко ценилось[источник не указан 3990 дней]. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения — уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Основным методом познания была дедукция. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод — заключение об общем по частным наблюдениям — приживался лишь очень постепенно[4].