Регино Прюмский


Реги́но Прюмский (устар. Регинон; нем. Regino von Prüm, фр. Réginon de Prüm; лат. Regino Prumiensis abbas; около 840 или 850915[1][2][3][4]) — немецкий хронист и теоретик музыки, монах-бенедиктинец, аббат Прюмского монастыря.

Происхождение Регино точно не установлено. Скорее всего, он происходил из знатного германского рода[5]. Родился он в замке Альтрип недалеко от Шпайера (Рейнланд-Пфальц)[6]. Вступил в орден бенедиктинцев, вероятно, ещё в юности[7] в Прюмском аббатстве, где изучал теологию и каноническое право[8].

Прюмский монастырь являлся одним из самых знаменитых и богатых аббатств своего времени. Он располагался в Лотарингии, около Трира. Однако после того, как в IX веке начались набеги норманнов на империю, пострадали многие поселения и аббатства. Не избежало этой участи и Прюмское аббатство, которое было дважды захвачено и разорено — в 882 и 892 годах[5]. После этого аббат Фараберт оставил свой пост. В 892 году на его место был выбран Регино[9], который стал седьмым аббатом Прюмского аббатства.

Основной заботой Регино стало восстановление экономики аббатства, сильно подорванной норманнским разорением. В 893 году в аббатстве был составлен так называемый Прюмский кадастр, в котором впервые были описаны все владения, входившие в сферу влияния аббатства[2]. По словам самого Регино, ему сильно мешали в его начинаниях интриги недоброжелателей и вспыхнувшие в Лотарингии междоусобицы. В итоге в 899 году Регино был вынужден покинуть пост аббата, а его место занял сын графа Меца Рихард[5].

Регино отправился в Трир, где его принял архиепископ Ратбод[5]. Он поручил ему реорганизацию местного монастыря Святого Мартина, разрушенного норманнами, назначив его на пост настоятеля этой обители. Заняв эту должность, Регино активно поддерживал церковные реформы архиепископа Ратбода, сопровождая его во всех поездках[5].

Однако после смерти своего покровителя Регино вынужден был покинуть и эту обитель, и удалиться в трирское аббатство Святого Максимина, являвшееся одним из центров монастырской реформы, состоявшей, главным образом, в восстановлении во всей строгости общежитийного устава Св. Бенедикта Нурсийского[10].