Регистрационный учёт в Российской Федерации


Регистрационный учёт в Российской Федерации — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учёта. Введён с 1 октября 1993 года вместо института прописки, возникшего в СССР, и включает в себя регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания.

Регистрация является способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В июне 1993 года Верховный совет Российской Федерации принял Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в котором прописка была заменена на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами»[1]. Законом было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации»[1]. Важным отличием вновь введённой системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было с пропиской в Положении о паспортной системе СССР 1974 года.

Главы некоторых регионов выступили против закона, принятого Верховным Советом РФ. Мэр Москвы Ю. М. Лужков назвал его «законом, торпедирующим Москву». Правительство Москвы отказалось исполнять этот закон и не отменило обязательную прописку, даже после того как свобода выбора места жительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года[2]. Ситуация начала меняться только после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы», который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуют Конституции РФ.