SSM-N-8 Regulus


SSM-N-8A Regulus — крылатая ракета надводного и подводного базирования с ядерной боеголовкой, состоявшая на вооружении ВМС США с 1955 по 1964 годы.

В октябре 1943 года, Chance Vought Aircraft Company подписала контракт на изучение возможности создания крылатой ракеты с дальностью 300 миль (480 км), способной нести боевую часть массой 4000 фн (1800 кг). Затем проект был отложен на 4 года, до мая 1947 года, когда армейские лётчики[сн. 1] подписали контракт с компанией Martin Aircraft[англ.] на создание дозвуковой турбореактивной крылатой ракеты, получившей название «Матадор». ВМС США увидели в этом угрозу своей ведущей роли в развитии крылатых ракет и через несколько дней начали собственные разработки крылатой ракеты, способной стартовать с подводных лодок и оснащённой тем же двигателем J33, что и «Матадор». В августе 1947 года было разработано тактико-техническое задание (ТТЗ) к проекту, получившему название «Regulus». Согласно ТТЗ, масса боевой части должна составлять 1400 кг, дальность стрельбы — 930 км, скорость полёта — 0,85 М, круговое вероятное отклонение (КВО) — 0,5 % от дальности. Тем самым предполагалось, что при стрельбе на максимальную дальность 930 км ракета с вероятностью 0,5 попадает в круг радиусом 2,3 км, описанный вокруг цели.

Предполагаемая длина ракеты составляла 9 м, размах крыльев — 3 м, диаметр корпуса — 1,2 м, масса — 4500-5400 кг. После пуска ракета наводилась на цель двумя станциями управления. Позднее, с внедрением системы «Trounce» (Tactical Radar Omnidirectional Underwater Navigational Control Equipment), для наведения достаточно было одной подводной лодки.

Конкуренция между ВВС и ВМС осложнила разработку ракет «Матадор» и «Регулус». Ракеты выглядели одинаково и использовали один и тот же двигатель. Сходными были также их характеристики, план выпуска и стоимость. По причине сокращения военных расходов, Министерство обороны США поручило ВМС США выяснить, возможно ли адаптировать «Матадор» для нужд флота. ВМС США заключила, что «Регулус» лучше приспособлен для выполнения морских операций.

Преимуществом «Регулуса» было использование двух станций управления вместо трёх у «Матадора». «Регулус» стартовал быстрее, так как стартовые ускорители на «Матадоре», в отличие от «Регулуса», устанавливались на пусковой установке, перед самым стартом. Наконец, фирма Chance Vought создала многоразовую испытательную ракету, позволявшую проводить несколько испытаний на одной ракете. Это значительно сокращало стоимость испытаний. Благодаря этим преимуществам, программу «Регулус» было решено продолжить, и первый пуск ракеты состоялся в марте 1951 года.

Ракета SSM-N-9 «Регулус II» представляла собой полностью новую разработку, предназначенную для замены «Регулуса». Она имела улучшенную систему наведения и вдвое большую дальность стрельбы. Корабли, вооружённые новой ракетой, оснащались инерциальной навигационной системой, позволявшей более точно нацеливать ракету перед стартом.