Рейшер, Моисей Вениаминович


Моисей Вениаминович Рейшер (1 (14) января 1902, Троицк, Оренбургская губерния, Российская империя — 5 сентября[1] (по другим данным — 15 сентября[2]) 1980, Свердловск, СССР) — советский инженер-строитель, архитектор, преподаватель.

Родился 14 января 1902 года в мещанской семье. Отец Вениамин Нисонович Рейшер (1873—1931) занимался торговлей. Окончив в родном Троицке гимназию, уехал в Томск, где сначала учился на медицинском[3], но позднее перевёлся на строительный факультет Сибирского технологического института, который окончил в 1926 году[1]. Институт являлся одним из центров популяризации конструктивизма, поэтому Моисей Вениаминович, переехав в Новосибирск, начал свою профессиональную деятельность именно в этом стиле[4].

С началом в стране индустриализации Рейшера направляют в Свердловск для проектирования производственных зданий завода Уралмаш[3]. Он возглавил проектную группу, которая обеспечивала чертежами строительство основных цехов: чугуно- и сталелитейного, термического, кузнечно-прессового, ремонтно-механического, а также других объектов комплекса (складов, сушилок, сооружений водоснабжения)[5].

В конце 1928 года встал вопрос о водоснабжении завода и строящегося рядом микрорайона. Водонапорную башню было предложено строить по индивидуальному проекту; победил эскиз Рейшера. На год постройки башни (1931) её бак объёмом 700 кубических метров являлся самым большим в мире[6]. Белая башня — именно так её окрестили в народе — стала одним из неофициальных символов Уралмаша. Она стала прототипом для ряда объектов аналогичного назначения, в том числе за рубежом[7]. В 60-е годы башня утратила своё функциональное значение; встал вопрос о дальнейшем её приспособлении. Автор проекта, Моисей Рейшер, совместно с группой художников разработали проект приспособления её помещений под кафе-мороженое, однако воплотить в жизнь эту идею из-за бюрократических проволочек не удалось[7]. По словам внучки Моисея Вениаминовича, Белая башня была любимым детищем архитектора, а фотография этого сооружения всегда стояла в его рабочем кабинете[8]. С середины 1980-х годов она является объектом культурного наследия федерального значения[5].