Реккаред I


Реккаред I[К 1] (готск. Raikaraids, лат. Flavius Reccaredus, Recaredus; умер в 601) — король вестготов с 586 года. Младший сын Леовигильда, брат Герменегильда. Его имя носил столичный город Реккополис[3]. После смерти Леовигильда во второй половине апреля или начале мая 586 года Реккаред без затруднений стал королём[4]. По существу это был первый случай спокойного наследования королевской власти у вестготов после воцарения Алариха II сто лет назад и, конечно же, явилось наглядным результатом политики Леовигильда.

В целом Реккаред продолжил политику отца. И только в религиозной области он пошёл по иному пути. Исидор Севильский так отзывается об этом: «Он был благочестивым человеком, отличным от отца по образу жизни. Тогда как один был неверующим и предрасположенным к войне, другой был миролюбивым и деятельным в мирное время; один распространял могущество народа готов через искусство войны, другой возносил народ посредством победы веры».[5]

Реккаред сделал вывод из провала отца и понял, что навязать религию меньшинства подавляющему большинству населения страны невозможно. И он решил сделать единой государственной религией ортодоксально-никейское христианство. На это его могли толкать и внешнеполитические резоны. Вестготское королевство оказалось в кольце ортодоксально-никейских государств, и необходимо было прорвать эту своеобразную блокаду. В прошлом франкские короли использовали религиозный фактор в своей борьбе с вестготами, да и византийцы не отказывались от этого же. Недаром сразу после своего обращения в ортодоксально-никейское вероисповедание Реккаред направил послов к Хильдеберту II и Гунтрамну для заключения союза на том основании, что они все теперь придерживаются одной веры[6].

В феврале / марте 587 года на десятом месяце своего правления Реккаред перешёл из арианства в ортодоксальное христианство, основанное на Никейском Символе веры.[5][7][8] Обращение короля явилось действием, значение которого выходило далеко за пределы личного предубеждения одного, пусть даже столь высокопоставленного человека. Этим актом Реккаред отказался от продолжения церковной политики своего отца, решив положить в основу конфессионального единства, к которому так стремился Леовигильд, ортодоксальное вероисповедание. Король пытался оказать давление на арианских епископов и побудить их к обращению. Он пригласил их на диспут с ортодоксами по вопросам конфессиональных различий, который, естественно, завершился желанной для короля победой ортодоксальной партии.[7][9][10] Уже в апреле 587 года в Толедо была торжественно освящена именно как ортодоксально-никейская церковь святой Марии, что подчёркивало публичный характер крещения короля.