Рекламно-сувенирная продукция


Рекламно-сувенирная продукция — это вид изделий, используемых в качестве подарков, призов, раздаточных материалов в рекламных кампаниях, а также в виде корпоративных и бизнес-сувениров, чаще всего с нанесением логотипа или фирменного стиля заказчика на самом продукте или его упаковке. Часто в аналогичном контексте употребляются термины промоподарки, промосувениры, бизнес-подарки, корпоративный мерч. Промотовары являются одним из инструментов маркетинга.

Традиционно считается, что первым рекламным сувениром был памятный значок, выпущенный в 1789 году, чтобы отметить избрание Джорджа Вашингтона первым президентом только что сформированных Соединенных Штатов Америки. В начале XIX века выпускались рекламные календари, линейки и различные сувениры из дерева, но до конца XIX столетия нельзя говорить о существовании индустрии создания и распространения промоподарков.

Родоначальником отрасли промоиндустрии считается Джаспер Мик, газетчик из Огайо, который в 1886 году придумал, как сделать так, чтобы его печатный станок не простаивал — он предложил хозяину местного обувного магазина печатать свою рекламу на холщовых сумках[1].

Успех Джаспера Мика породил конкуренцию — вскоре Генри Бич подхватил идею Мика, что, благодаря появлению конкуренции, способствовало развитию рынка промотоваров. Мик и Бич печатали рекламу на всем, что можно было засунуть под печатный пресс: головные уборы, фартуки, календари, веера, разные сумки и мешки. Со временем промоподарки становились все разнообразнее, а фирм, предлагающих их своим клиентам, появлялось все больше.

В 1904 году представители 12 американских производителей промопродукции решили создать отраслевую торговую ассоциацию.[2] Так появилась существующая и по сей день Международная ассоциация промопродукции (Promotional Products Association International, PPAI), которая к концу 2018 года насчитывала больше 15000 членов[3].

Индустрия промопродуктов в Великобритании и Ирландии формально появилась в конце 1950-х годов, когда корпоративный маркетинг становился все более продуманным. Конечно, компании дарили подарки и до этого, но как таковой рекламно-сувенирной индустрии не существовало. Настоящий взрыв роста отрасли пришелся на 1970-е годы. В это время все больше и больше компаний осознали преимущества, которые приносит раскрутка бренда и продукции с помощью подарков, на которых красуется их логотип. Поначалу набор доступных продуктов был ограниченным, однако в начале 1980-х со стороны дистрибьюторов вырос спрос на каталоги универсальных промотоваров, которые можно было бы брендировать и потом дарить корпоративным клиентам. В дальнейшем эти каталоги могли «пере-брендироваться», чтобы отражать корпоративный стиль дистрибьюторов, которые могли предлагать их своим конечным клиентам как свои собственные. В те годы каталоги рекламных сувениров были основным инструментом продажи.