Религиозная дискриминация


Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.

В древнем мире религиозная принадлежность обычно совпадала с этнической. От иностранцев не требовалось почитание местных богов, так как они считались покровителями лишь местного населения. Отношение к чужим богам было различным: в одних случаях они воспринимались как демоны (так, санскритское слово «дэва» — божество имеет то же происхождение, что и персидское «дэв» — дьявол), в других — как просто «не свои», но реально существующие боги (таково было отношение древних греков к богам соседних народов — фракийцев, фригийцев и др.), которые в ряде случаев могли заимствоваться, в третьих — они могли отождествляться с местными богами (так, этрусские и римские боги, изначально имевшие оригинальное происхождение и культы, были отождествлены с греческими, а связанная с ними мифология адаптирована к греческим представлениям, например, Зевс — Тин — Юпитер, Гера — Уни — Юнона, и др.). Религиозная принадлежность рабов обычно хозяев не интересовала.

В Древнем Риме широкое распространение получил синкретизм, когда боги побеждённых народов присоединялись к римскому пантеону.

Библия — один из древнейших религиозных текстов, провозгласивший нетерпимость по религиозному, а не этническому принципу. Древние евреи уничтожали жителей Иерихона и ряда других городов на том основании, что Господь даровал им землю обетованную, а язычники-иноверцы занимали её неправомерно.

С распространением монотеизма распространилась и была узаконена также и религиозная дискриминация. Прогрессивным шагом было то, что другие народы стали восприниматься не как чужие в принципе, а как потенциальные объекты для обращения. Однако отказ от обращения налагал целый ряд ограничений, связанных с налогообложением, элементарными правами и др. Крупные общины иноверцев либо вообще были невозможны, либо они отгораживались от остального населения (см. Гетто). Переход в иную веру, как правило, считался тягчайшим преступлением. С другой стороны, на общины иноверцев не распространялась юрисдикция господствующей церкви, иноверцы не могли быть осуждены за ересь (но могли быть осуждены за попытку обратить в свою веру).

Шииты традиционно имели в арабских странах более низкий статус, чем сунниты, и были ограничены в возможности занимать ряд должностей. Усиление статуса шиитов в ряде арабских стран в XX в. (Ливан, Сирия, Ирак) привело к ожесточённым столкновениям между ними и суннитами, не желавшими терять привилегированный статус. Панисламские экстремистские организации (например, Аль-Каида) воспринимают шиитов как противников и осуществляют против них террор.