Религиозное насилие


Религиозное насилие — социальное явление, в котором религия является либо субъектом, либо объектом агрессивного поведения[2]. Религиозное насилие мотивируется, в частности, религиозными заповедями, текстами или доктринами и включает в себя насилие в отношении религиозных организаций, людей или предметов. Религиозное насилие не относится исключительно к действиям, совершаемым религиозными группами, оно также включает в себя действия, совершаемые светскими группами в отношении религиозных групп. Также религиозное насилие может быть не только коллективным, но и индивидуальным.

Религиозное насилие, как и всякое другое насилие, является культурным процессом, который зависит от контекста и определение которого является очень сложным. Упрощённое понимание религии и насилия часто приводят к ложному пониманию и преувеличению причин, по которым одни люди совершают насилие, а другие не совершают. В целом, религиозное насилие совершается по самым разнообразным идеологическим соображениям и, как правило, является лишь одним из целого ряда социальных и политических факторов, которые приводят к беспорядкам.

Профессор религиоведения Университета штата Айова, автор ряда книг о религии Гектор Авалос  (англ.) утверждает, что, поскольку религии декларируют божественное благоволение в отношении себя, направленное против других групп, ставя при этом себя выше других, подобное понимание справедливости ведёт к насилию из-за того, что конфликтные притязания на превосходство, основанные на недоказуемых апелляциях к Богу, не могут быть разрешены объективно.[3]

Критики религии Кристофер Хитченс и Ричард Докинз утверждают, что религии наносят огромный вред обществу, используя насилие для продвижения своих целей, способами, которые одобряются и эксплуатируются их лидерами.[4][5]

Регина Шварц  (англ.) утверждает, что все монотеистические религии жестоки по своей сути из-за сознания собственной исключительности, что неизбежно питает насилие в отношении тех, кто считается чужаками.[6] Лоуренс Векслер утверждает, что Шварц не только утверждает, что авраамические религии имеют насильственное наследие, но это наследие на самом деле является геноцидным по своей природе.[7]

Тем не менее, другие критики, такие как Динеш Д’Суза  (англ.), ответили, что тоталитарные режимы Сталина и Мао использовали широкомасштабное тюремное заключение и массовые убийства в XX веке:[Комм 1][8][9]