Религиозность


Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты[1].

Религиоведы В. И. Гараджа, Д. М. Угринович и И. Н. Яблоков определяют религиозность как социальное качество группы или индивида, включающее в себя религиозное сознание, религиозное поведение и религиозное отношение[2][3].

Религиоведы Е. Г. Балагушкин, П. С. Гуревич, М. П. Мчедлов, Л. Н. Митрохин рассматривают религиозность исходя из изменений социальной ситуации и возникновения новых религиозных движений[3].

Религиоведы В. И. Кураев, А. И. Кырлежев, Ю. Ю. Синелина рассматривают феномен религиозности, которая тесно связана с мировоззрением и религиозным сознанием, изменяющимися под влиянием свободы совести и трансформирующегося общества, применительно к современной религиозной ситуации в российском обществе[3].

При измерении религиозности учёные сталкиваются с различными проблемами. Например, статистические данные о том, как часто люди посещают церкви, оказываются различными в зависимости от того, какие методы сбора данных используются, в частности, традиционные опросы в сравнении с изучением затрат времени[6].

Десятилетия антропологических, социологических и психологических исследований позволили сделать вывод, что религиозные идеи у разных людей фрагментированы, слабо связаны, контекстно-зависимы, как и идеи во всех других областях культуры и жизни. Индивидуальные убеждения, конфессиональная принадлежность и поведение — итог сложной совокупности факторов, почерпнутых из разных источников, в том числе из культуры. Социолог религии Марк Чавес (англ. Mark Chaves) утверждает: «Соблюдающие каноны евреи необязательно верят в то, что говорят в своих субботних молитвах. Христианские священники необязательно верят в Бога. А люди, которые регулярно призывают дождь путём танца, не делают это в сухой сезон»[7].