Религиозный радикализм


Религио́зный радикали́зм — идеология, возникшая в границах определённой религиозной традиции, а затем отделившаяся от неё путём критики и противопоставления основному вероучению, и стремящаяся к бескомпромиссному доведению своих взглядов до конечных логических и практических выводов[1][2]. Источником религиозного радикализма служит культ харизматического (духовного) лидера[3].

В 1970 годы идеи религиозного радикализма развивались движением Иисуса  (англ.) и его ответвлениями, одним из которых был деструктивный культ «Дети Бога».[4]

Собственно религиозный радикализм проявляется в малых и локальных группах, которые складываются вокруг духовного лидера и своей целью, как правило, ставят воплощение в жизнь социального-религиозного проекта, нередко имеющего эсхатологическое содержание. Примером может служить группа последователей Петра Кузнецова, получившая известность в 2008 году, закрывшись от внешнего мира в пещере под Пензой и ожидавшая скорого наступления конца света. Такой радикализм отличается «тихостью», поскольку харизматичный лидер не призывает к совершению крупных потрясений в обществе и политическим протестам. Тем не менее данный тип содержит в себе большой деструктивный потенциал, поскольку ставит под сомнение значимые для общества ценности и отношения, и служит питательной средой для социального и религиозного фанатизма, который в свою очередь приводит людей к совершению противоправных действий. В свою очередь, адепты должны осуществить альтернативный социально-религиозный проект, куда включаются: отказ от семьи, разрыв отношений с официальной церковью, отказ от получения государственного образования и медицинского лечения, отказ от использования официальных документов, неиспользование изделий промышленного производства (особенно при наличии на них штрихкодов). Для подобного проекта характерны: примитивные формы хозяйственной деятельности, упор на патриархальность в семье или же коммуне, наличие культа духовного лидера и эсхатологическое мышление. Так «Церковью последнего завета» было создано и развивается «Экопоселение Тиберкуль», а «Церковь объединения» Сон Мён Муна отрицает традиционный институт брака и семьи и взамен стремится создать «новую семью».[4]