Ремень безопасности


Реме́нь безопа́сности — средство пассивной безопасности, предназначенное для удержания пассажира автомобиля (или иного транспортного средства) на месте в случае аварии либо внезапной остановки. Применение ремня безопасности предотвращает перемещение пассажира по инерции, и, соответственно, возможные его столкновения с деталями интерьера транспортного средства или с другими пассажирами (так называемые вторичные удары), при переворотах автомобиля человек удерживается в кресле от падения на потолок автомобиля, ремень гарантирует, что пассажир будет находиться в положении, обеспечивающем безопасное раскрытие подушек безопасности. Помимо этого, ремни безопасности при аварии немного растягиваются, тем самым поглощая кинетическую энергию пассажира и дополнительно тормозя его движение, и распределяют усилие торможения на бо́льшую поверхность. Растяжение ремней безопасности осуществляется с помощью устройств удлинения и амортизации, снабжённых энергопоглощающими технологиями. Возможно также использование в ремнях безопасности устройств натяжения.

Ремни безопасности уменьшают риск гибели водителя и пассажиров переднего и заднего сиденья в зависимости от типа аварии от 2 (лобовое и боковое столкновения) до 5 раз (переворачивание)[1].

По оценке ФАА, ремни безопасности в самолётах снижают на 20 % вероятность летального исхода и на 88 % риск серьёзных травм пассажиров в случае аварийной посадки[2].

В России согласно Правилам дорожного движения использование ремней безопасности обязательно для водителя и всех пассажиров оборудованного ремнями безопасности транспортного средства, в том числе находящихся на заднем сиденье[3]. До достижения 12-летнего возраста и роста более полутора метра ребёнок, согласно российским правилам дорожного движения, не имеет право передвигаться в транспортном средстве без закреплении в детском автокресле. Также не рекомендовано перевозить детей массой до 36 килограмм без детского автокресла, так как большинство ремней безопасности в случае аварии c пассажиром весом до 36 килограмм, преднатяжитель[4] ремня безопасности сработает правильно.

Ремни безопасности обязательно должны быть в междугородных автобусах и пассажиры в таких автобусах должны пристёгиваться [5]

В 1909 году в Англии было изобретено устройство безопасности, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства — удерживать пассажира на автомобильном сиденье.