Ремонтные работы на железной дороге


«Ремо́нтные рабо́ты на желе́зной доро́ге» — картина русского художника Константина Савицкого (1844—1905), работа над которой была завершена в 1874 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 590). Размер картины — 103 × 180,8 см[1] (по другим данным — 100 × 175 см[2]). Употребляются также другие названия: «Ремонт железной дороги»[3], «Рабочие на железной дороге»[4] и «Ремонт на железной дороге»[5].

Замысел картины родился у Савицкого летом 1873 года, когда он наблюдал за работой по ремонту железнодорожных путей Московско-Курской железной дороги недалеко от станции Козлова Засека в Тульской губернии, рядом с которой он жил вместе с художниками Иваном Шишкиным и Иваном Крамским[6]. Савицкий продолжал работать над картиной до самого конца 1873 года, а последние доработки он сделал в январе 1874 года[7].

Картина «Ремонтные работы на железной дороге» была представлена на 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[8], открывшейся в Петербурге в январе 1874 года, а в апреле того же года переехавшей в Москву[9]. Произведение Савицкого произвело хорошее впечатление[8], и оно было приобретено Павлом Третьяковым[10]. В 1878 году полотно «Ремонтные работы на железной дороге» было включено в состав российской экспозиции на Всемирной выставке, проходившей в Париже[11][12].

Художник и критик Александр Бенуа писал, что с появлением в 1874 году картины «Ремонт железной дороги» Савицкий стал «важной опорой передвижников», отмечая, что это полотно «однородно по духу и теме» «Бурлакам на Волге» Ильи Репина[3]. Искусствовед Софья Гольдштейн называла «Ремонтные работы» Савицкого «первым значительным произведением начинающего мастера, принесшим ему заслуженное признание»[13]. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «Бурлаки на Волге» и «Ремонтные работы» являются «значительной вехой в истории русского искусства, в развитии темы народа в русской живописи»[14].

В 1862—1873 годах (с перерывами) Константин Савицкий учился в Академии художеств в классе исторической живописи, где его наставниками были Фёдор Бруни, Алексей Марков и Павел Чистяков. В 1868—1870 годах Савицкий был удостоен нескольких малых серебряных медалей (в том числе за работу «Шарманщик» и за эскиз «Распятие Христа»), в 1869—1870 годах — двух больших серебряных медалей (за этюд и за рисунок), а в 1871 году, за программу «Каин и Авель», — малой золотой медали Академии художеств. С 1871 года Савицкий был стипендиатом императора Александра II[15].


Рабочий в белой повязке (К. А. Савицкий)
Бурлак Канин (И. Е. Репин)

Живописные этюды к картине «Ремонтные работы на железной дороге»

Ремонтные работы на железной дороге (этюд, 1873—1874, ГТГ)
Рабочий с тачкой (этюд, 1873, ГТГ)
Земляные работы у железнодорожного пути (этюд, 1874; предположительно, НХМРБ)

Графические и акварельные эскизы и этюды к картине «Ремонтные работы на железной дороге»

Ремонтные работы на железной дороге (эскиз, акварель, 1873, РГОХМ)
Ремонтные работы на железной дороге (эскиз, акварель, 1873, ранее — в КМРИ)
Голова крестьянина в повязке. Ноги. Рука (рисунок, 1873, ГРМ)
Поезд на железнодорожных путях (рисунок, графический карандаш, белила, 1873, КМРИ)