Ренессансный гуманизм


Ренессансный гуманизм, классический гуманизм, Эпоха гуманизма[1] (итал. Umanesimo classico, исп. Humanismo renacentista, фр. Humanisme de la Renaissance) — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса.

Движение интеллектуалов возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германские земли, Францию, отчасти в Англию и другие страны[2]. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени[3]. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Эпоха гуманизма была отделена эпохой религиозной реформации и католической реакции от эпохи «просвещения»[1].

Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку лат. humanitas означало «полноту и разделённость природы человека»[4]. Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (лат. studia divina).

Такое понимание studia humanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.

Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чём-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические[5].