Ренодо, Теофраст


Теофра́ст Ренодо́ (фр. Théophraste Renaudot, 1586, Лудён (ныне — в департаменте Вьенна) — 25 октября 1653, Париж) — французский врач и издатель, один из создателей современной журналистики. С 30 мая 1631 года издавал газету «La Gazette», которую принято считать первой европейской газетой в современном понимании этого слова.

До начала 1630-х гг. Ренодо занимался, в основном, врачебной деятельностью. Благодаря знакомству с кардиналом Ришельё, Ренодо получил пост лейб-медика и также получил патент на создание первого во Франции справочного бюро. Кроме того, Ренодо открыл благотворительную поликлинику, в которой бесплатно или за небольшую сумму неимущим парижанам оказывались медицинские услуги. В 1630 г. Ренодо получает патент на создание листка новостей, распространяемого по всей территории Франции, и уже 30 мая 1631 г. в свет выходит первый номер его газеты «La Gazette». «La Gazette» стала одной из первых европейских газет, максимально близких к той форме, к которой мы привыкли сегодня. Тиражирование газеты производилось типографским способом, всего печаталось около 1200 экземпляров. Основное содержание газеты составляли международные и национальные новости, отдельные важные статьи для неё писали лично король Людовик XIII и кардинал Ришельё. Необычайно важным нововведением Ренодо было размещение в газете на платной основе частных объявлений. После смерти кардинала Ришельё и Людовика XIII дела Ренодо пошли хуже: в частности, парижский университет запретил Ренодо врачебную деятельность в столице на основании того, что его врачебный диплом был выдан в Монпелье (подлинной причиной было нежелание парижских врачей иметь ещё одного популярного конкурента). Газету Ренодо, изначально убыточную, стали обвинять в связи с Ришельё, что не принесло ей популярности и отрицательно сказалось на тираже. После развода Ренодо с его второй женой финансовые дела окончательно испортились, и он умер в бедности. Издание «La Gazette» продолжил старший сын Ренодо, тоже Теофраст. Издание газеты прекратилось в 1915.

Теофраст Ренодо создал адресное бюро (прообраз рекламного агентства), причём за размещение рекламы платили только состоятельные люди; кроме того, он создал прообраз информационного агентства («бюро переводчиков» — ту информацию, которая не помещалась в газету, Ренодо продавал другим издателям). Теофраст создал ежегодник. Британский маркетолог и писатель Марк Тангейт считает Ренодо изобретателем персонализированной рекламы[6].